Александровский сад (станция метро)

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
Перейти к навигации Перейти к поиску

Coordinates: 55°45′09″N 37°36′27″E / 55.75250°N 37.60750°E / 55.75250; 37.60750

«Александровский сад»
Филёвская линия
AleksandrovskySad.jpg
Дата открытия::
15 мая 1935 года, повторное открытие 7 ноября 1958 года
Прежние названия::
Улица Коминтерна, имени Коминтерна, Калининская, Воздвиженка
Тип::
Колонная четырёхпролётная мелкого заложения
Глубина заложения, м.::
7,4 м
Количество платформ::
2
Тип платформ::
береговые
Форма платформ::
кривые с радиусом 750 метров
Архитекторы::
А. И. Гонцкевич, С. Сулин
Архитекторы вестибюлей::
П. П. Файдыш, С. П. Лавров, консультант В. А. Щуко
Инженеры-конструкторы::
В. И. Дмитриев
Станцию возвело::
Шахта 31-32 Мосметростроя (нач. Г. Климов, М. Терпигорев, И. Зубков) [1]
Выход к улицам::
ул. Воздвиженка, Моховая ул., Боровицкая площадь
Переходы на станции::
Moskwa Metro Line 1.svg Библиотека им. Ленина
Moskwa Metro Line 3.svg Арбатская
Наземный транспорт::
А К, 6, 12ц; Тб 1, 2, 12, 33, 44
Время открытия::
5:30
Время закрытия::
1:00
Работающие операторы
сотовой связи::
Билайн, МТС, МегаФон
Код станции::
054
Филёвская линия
x20px
ССВ к Молодёжной
Кунцевская
x20px
Рублёвское шоссе
x20px
Пионерская
x20px
безымянный проезд
x20px
Филёвский парк
x20px
Минская улица
x20px
Багратионовская
x20px
Улица Барклая
x20px x20px
ТЧ-9 «Фили»
x20px
Фили
x20px
Багратионовский проезд
x20px
x20px
x20px
Кутузовский проспект
x20px
Кутузовская
x20px
Третье транспортное кольцо
x20px
Студенческая
x20px x20px
Международная
x20px
Выставочная
x20px x20px
Киевская
x20px
x20px
Смоленский метромост через р. Москву
x20px
x20px
Смоленская
x20px
Арбатская
Александровский сад
x20px x20px
ССВ к Охотному ряду
x20px
ССВ к Площади Революции

«Алекса́ндровский сад» — станция Филёвской линии московского метрополитена. Получила своё нынешнее имя по названию расположенного у западной стены Кремля Александровского сада, к выходу к которому ведёт переход от станции. Ранее (до 24 декабря 1946) называлась «Улица Коминтерна», до 5 ноября 1990 — «Калининская». В 1991 году на несколько дней получила официальное название «Воздвиженка».[2]

Станция располагается под южной частью улицы Воздвиженки, между зданием Российской государственной библиотеки и проезжей частью.

Отличительными особенностями являются изогнутость платформ, единственная среди станций первой очереди, и боковое расположение платформ, соединённых арочным мостиком.

Станция является конечной на Филёвской линии, оборот поездов производится через перекрёстный съезд, по обоим путям. C платформы № 2 отправляются поезда до станции «Крылатское» (по основному ходу Филёвской линии), с платформы № 1, как правило, отправляются поезда до станции «Международная», а в час пик — и до станции «Крылатское». Обе платформы снабжены информационными табло, предупреждающими в случае, если поезда следуют до станции «Международная» (при этом указатель над платформой № 2 не используется), в таких случаях также производится объявление по громкой связи.

Пути, уходящие со станции в тупиковую часть Филёвской линии в направлении Кремля, соединяются со станцией «Площадь Революции» Арбатско-Покровской линии, а путь от первой платформы ещё и со станцией «Охотный ряд» Сокольнической линии. Однако в настоящее время эти пути не применяются для перевозки пассажиров и используются только в технических целях. Также имеют распространение слухи о продолжении этих путей под Кремль, которыми пользовался, в частности, И. В. Сталин при поездках в московском метрополитене на специальных поездах, однако эти слухи не имеют подтверждения, так как никаких ответвлений с этих путей не существует.

С противоположной западной части станции с платформ ведут лестничные марши, изначально предназначавшиеся для соединения с ещё одним вестибюлем, однако, так как он не был построен, то эти проходы закрыты для пассажиров и ведут в служебное помещение метрополитена.

Как и другие станции Филёвской линии, может использоваться шестивагонными составами из модернизированных для наземной эксплуатации вагонов типов Е, Еж и Ем или четырёхвагонными составами из вагонов типа 81-740.1/81-741.1 «Русич». Однако, поскольку станция входила в первую очередь строительства Московского метрополитена, длина платформ, в принципе, позволяет использовать и восьмивагонные поезда типа Е/Еж/Ем.

Пересадки[править | править код]

Станция является частью крупнейшего пересадочного узла в московском метрополитене, состоящего из четырёх станций. С неё можно осуществить переход на станции «Арбатская» Арбатско-Покровской линии и «Библиотека им. Ленина» Сокольнической линии, а через них и на станцию «Боровицкая» Серпуховско-Тимирязевской линии.

Для пересадки на Кольцевую линию необходимо доехать до станции «Киевская».

Станция в цифрах[править | править код]

Глубина заложения составляет 7 метров. На станции 3 ряда по 30 восьмиугольных в сечении колонн в каждом. Суточный пассажиропоток по вестибюлям станции составляет 5 140 чел., пересадочный на станцию «Арбатская» — 8 800 чел., на станцию «Библиотека имени Ленина» — 84 400 чел. Пикет ПК2+40.

История[править | править код]

Согласно изначальным проектам, на месте, которое сейчас занимает станция, предполагалось построить двухпутевой перегонный туннель. Однако, когда было принято решение о строительстве станции «Улица Коминтерна» и включении её в Арбатский радиус, трасса уже была согласована и утверждена, и над ней уже начались работы, поэтому для сокращения числа изменений в проекте и перестройки уже возведённых участков было решено возвести станцию с искривлёнными боковыми платформами, что позволило оставить проект путей без изменений.

Станция в 1935 году

Строительство самой станции началось в июле 1934 года и было завершено в рекордные сроки, менее чем за 6 месяцев. Возведением станции занималась шахта 31-32 Мосметростроя (руководили строительством Г. Климов, М. Терпигорев, И. Зубков). При строительстве пришлось решать сложнейшую инженерную задачу перекладки мощного канализационного коллектора под одним из участков будущей станции из хрупкой гончарной трубы в прочную металлическую на длину 40 метров. Станция была сдана в эксплуатацию уже 31 января 1935 года, а открыта для пассажиров была одновременно с другими станциями первой очереди 15 мая 1935 года.

С момента открытия в 1935 и до 1938 поезда от «Улицы Коминтерна» следовали до станции «Сокольники», а в 1938, после продления Арбатского радиуса до станции «Курская» в восточном направлении и начала его функционирования отдельно от Фрунзенского, поезда от нынешнего «Александровского cада» стали ходить до этой станции.

Старый вестибюль станции в 1935 году и расположение станции на карте города

Изначально перехода на станцию «Библиотека им. Ленина» не было, однако имелся общий с этой станцией временный наземный вестибюль на углу Моховой улицы и Воздвиженки, в настоящее время не сохранившийся. Прямой переход появился только в 1938 году.

Строительство нового постоянного вестибюля планировалось завершить к 1940 году, однако, поскольку станция не справлялась с пассажиропотоком, было решено сначала провести реконструкцию станции, включающую расширение переходов, уменьшение подъёмов и спусков и строительство арочного мостика над путями. Однако начавшаяся Великая Отечественная война заставила пересмотреть эти планы. Строительство постоянного вестибюля в здании нынешней РГБ и реконструкция станции были завершены только к 1946 году. В том же году, 24 декабря, станция была переименована в «Калининскую».

5 апреля 1953 после строительства новых станций глубокого заложения «Арбатской» и «Смоленской» станция «Калининская» была закрыта для пассажиров, а вестибюль в РГБ был использован для станции «Арбатская». Сама же станция была частично реконструирована, в частности были устранены два из трёх проходов на платформу.

После завершения строительства новой Филёвской линии до станции «Кутузовская» станция «Калининская» вновь была открыта 7 ноября 1958 года.

Кассовый зал наземного вестибюля

В 1990 станция была переименована, причём станция была изначально названа «Воздвиженкой» и носила это название несколько дней, в течение которых были даже отпечатаны схемы с таким названием, но по каким-то причинам это название не устоялось, и с 5 июля 1990 станция получила своё нынешнее имя «Александровский cад».

При строительстве в 19951996 годах Торгово-Рекреационного комплекса «Охотный Ряд» под Манежной площадью один из путей (от платформы № 2) до станции «Охотный Ряд» был разобран и засыпан.

Оформление[править | править код]

Вестибюль станции в здании Российской государственной библиотеки
Файл:Kalinin AlSad.jpg
Бюст М. И. Калинина

Стены станции покрыты розовым мрамором. Облицовка стен заканчивается на небольшой высоте, и таблички с названием станции размещены на побелённой стене. Колонны (кроме центрального ряда) также облицованы мрамором. Переходные коридоры отделаны белым и жёлтым мрамором, белой плиткой. В фойе, соединяющем выход на улицу Воздвиженка, эскалаторный наклон к станции «Арбатская» и мост через пути «Александровского сада», сохранился бюст М. И. Калинина, установленный после того, как станция стала называться «Калининская».

Достопримечательности[править | править код]

Станция расположена в самом центре Москвы в непосредственной близости от Московского Кремля и Красной площади. Кроме Кремля в непосредственной близости от выходов со станции доступны: сам Александровский сад, в честь которого названа станция, а также Манеж и грот "Руины" в Александровском саду, построенные Осипом Бове.

В Александровском саду расположены такие памятники Великой Отечественной войны, как могила Неизвестного солдата с постом почётного караула и памятные знаки городов-героев. Кроме того, неподалёку на Манежной площади в 1995 году установлен конный памятник Г. К. Жукову.

Расписание[править | править код]

Схема путей станции «Александровский сад»

Станция открывается на вход для пассажиров в 5:35. Первый поезд отправляется в направлении станции «Крылатское» в 5:44:10, последний поезд в 1:03. Первый поезд к «Международной» в 5:45, последний — в 1:05.

Платформа № 1 обслуживает поезда только до станции «Международная» в следующие промежутки времени:

  • по рабочим дням: с 5:45 до 8:00, с 10:00 по 17:00 и с 20:05 до 1:05;
  • по пятницам с 5:45 до 8:00, с 10:00 по 16:30 и с 19:30 до 1:05;
  • по выходным дням с 5:45 до 1:05.

Расписание работы платформы № 1 располагается вблизи правой лестницы, ведущей с мостика над путями на эту платформу.

Информация приведена на начало 2007 года.

Перспективы[править | править код]

В отдалённом будущем планируется строительство второго выхода, который будет служить также пересадкой на станцию Боровицкая.

Уникальность[править | править код]

Станция, возможно, лидирует в Московском метрополитене по числу параметров, по которым станция является уникальной.

  • Единственная станция первой очереди с боковыми платформами, одна из двух конечных с боковыми платформами (вторая — «Выхино»).
  • Единственная в Москве четырёхпролётная колонная станция мелкого заложения.
  • Единственная конечная, которая не планировались как конечная при строительстве.
  • Одна из четырёх станций Московского метрополитена, закрывавшихся на длительный срок.
  • Одна из четырёх станций Московского метрополитена, выстроенных в кривой, одна из двух станций со значительным изгибом (вторая — «Кутузовская»).
  • Станция, которая выйдет в 2008 году на первое место по продолжительности пребывания конечной (подробнее см. Список конечных станций Московского метрополитена). Причём маловероятно, что в сколько-либо обозримом будущем она перестанет быть конечной. Пристроить за ней другие пути, кроме трёх уже существующих, крайне сложно, а эти пути являются продолжением имеющихся линий, так что возобновление пассажирского движения по ним приведёт к тому, что Филёвская линия, которая и так уже имеет ответвление, в свою очередь станет ответвлением Арбатско-Покровской (на Сокольническую ведёт только один путь).
  • Одна из двух первых пересадочных станций Московского метрополитена (вторая — «Библиотека имени Ленина», между ними и появился первый в Москве переход).
  • Рекордная по длине переходов станция. Её выход в Александровский сад находится дальше от станции, чем любой другой на других станциях (если не считать мост Багратион частью станции «Деловой центр»).
  • Расстояние по путям до следующей станции («Арбатская») Филёвской линии составляет 585 метров, этот перегон был самым коротким в Московском метрополитене с момента открытия метрополитена до открытия станции «Международная» 30 августа 2006 года.
  • Станция, выход которой ближе всего к Кремлю.
  • Станция, переименовывавшаяся наибольшее количество раз.
  • До недавнего времени (до открытия «Делового центра») была единственной станцией, на которой одна из платформ работала по расписанию.
  • На станции сохранялись последние стрелочные интервальные часы, недавно демонтированные.

Другие интересные факты[править | править код]

  • У станции «Александровский сад» формально два вестибюля, а у станции «Библиотека имени Ленина» — ни одного (на самом деле оба являются по сути совмещёнными: наземный — для «Александровского сада» и «Арбатской», подземный — для «Александровского сада» и «Библиотеки имени Ленина»). Однако, судя по указателям на поверхности, дело обстоит с точностью до наоборот — на улице Воздвиженка, куда имеют выход оба вестибюля, около обоих стоят указатели «Станция метро Библиотека имени Ленина».
  • Как отмечалось выше, колонны на станции восьмиугольные. Однако колонны, поддерживающие мостик над платформой (8-я, 9-я, 10-я, считая от восточного торца станции) являются исключением, так как усиливались дополнительно. Колонны в крайних рядах в сечении квадратные, а в среднем ряду 8-я и 10-я колонны имеют сложную форму, сочетая половины восьмиугольного и квадратного сечений.

Примечания[править | править код]

  1. Гридчин Ю. "Станция "Александровский Сад"". news.metro.ru. Archived from the original on 2011-08-28. Retrieved 2010-03-29.  Unknown parameter |lang= ignored (help)
  2. http://geo.1september.ru/2005/10/15.htm

Ссылки[править | править код]