Внегуманистическое общество

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
Перейти к навигации Перейти к поиску

Внегуманистическое общество — общество, где люди осмысляются властями предержащими как животные либо неодушевлённые предметы (не метафорически, а практически). Очень часто предметы лишние, опасные.

Причины появления[править | править код]

Появление внегуманистического общества может быть обусловлено сочетанием недостатка ресурсов, включая воду и пищу, одновременно с широким распространения робототехники и других технологий, требующих минимум рабочих рук. Тогда может быть поставлен вопрос о «физической оптимизации» значительной части населения и установления жесткого контроля над потреблением большинства. На становление подобного государства может повлиять страх человека перед возможность оказаться вне искусственной техногенной среды, за пределами которой современный человек беспомощен. Это может привести к обожествлению техники и инфраструктуры, и отсюда — лидеров нового порядка.

Политики и общественные деятели, отдельные индивиды начинают массово действовать в пользу чужаков, которые зачастую представляются им гораздо более достойными, здоровыми и полноценными. Например, миграционная политика канцлера Германии А. Меркель. На индивидуальном уровне развиваются самые разные формы суицидального поведения: стремление к самоубийству, потворство вредным привычкам и неадекватное поведение в стрессовых ситуациях (например во время боевых действий). Например, при врождённой депрессивности при некоторых заболеваниях. Суицид иногда превращается в культ. Имеет место стремление весьма развитых человеческих популяций к полному или частичному самоуничтожению.

Существует мнение что скоро наука позволит массово корректировать генетические отклонения. Определённые наработки в этом отношении есть. Однако общее снижение уровня научных исследований может легко поставить крест на этих надеждах.

Основным истоком возникновение внегуманистического общества на Западе могут стать многократно ужесточённые принципы работы современных коммерческих фирм и корпораций; в России — самовластие политического лидера или группы лидеров: на Востоке — сектантские идеологии и деструктивные культы наподобие радикального ислама.

Интересно, что внегуманистические движения, взращиваемые в недрах мировых религий, оказываются губительными в первую очередь для своих же «метрополий» и старых святынь. С установлением ваххабизма в Саудовской Аравии из-за боязни идолопоклонничества были разрушены пять из семи мечетей, построенных ещё дочерью Мухаммеда и его сподвижниками, был изуродован Чёрный камень. Внегуманические режимы, лишь опосредованно связанные с жесткой идеологией (в том числе и религиозной) характерны для Африки. Имеются в виду президент Уганды (1971‒1979 гг.) Иди Амин, глава Центральноафриканской империи Ж.-Б. Бокасса (1976‒1979 гг.), промышлявшие каннибализмом. Сюда же можно отнести режимы полковника Т. Багосоры, главного виновника Геноцида (Itsembabwoko) в Руанде 1994 года, и президента Либерии Ч. Тейлора, который в 1991‒2003 годах развязал гражданскую войну на территории своей страны и соседней Сьерра-Леоне. Тейлор широко использовал детей-смертников от 7 лет, которые под действием кокаина отличались особой жестокостью.

Образованию внегуманистического общества может способствовать попытки решать основные проблемы современности через усиление роли государства. В новых условиях абсолютизированное государство окончательно обособиться от людей и будет действовать, игнорируя их интересы. А также — массовый уход людей в виртуальное пространство. Они зачастую полностью или частично десоциализируются.

США и ФРГ были в своё время, а США и сейчас остаётся весьма эффективными государствами. Их сила, наряду с системой подавления и управления сделало людей крайне зависимыми от системы. А государство — безальтернативным даже в случае ухудшения его качества.

Специфика внегуманистического общества[править | править код]

Внегуманистическое общество может оказаться промежуточным этапом становления неофеодализма между поздним постмодерном и развитым неофеодализмом.

Внегуманистическое общество — это не идеология, а набор социальных практик. Которые могут оказаться в той или иной степени вынужденными, либо позиционироваться пропагандой как таковые. Его строителями могут использоваться любые из существующих современных идеологий.

Любой современный режим, формально не изменяясь, на практике может начать построение внегуманистического общества. И если строителей внегуманистического государства свергают их противники, они легко могут продолжить его строительство. Чему, в случае чего, могут совершенно не помешать формальная идеологическая вражда. Одно единое внегуманистическое сообщество могут дружно строить носители разных идеологий. Реальный идейный водораздел будет проходить между сторонниками обесценивания человеческой жизни и прав с одной стороны, и сторонниками их защиты — с другой.

Кроме политической и экономической элиты активными строителями внегуманистических государств могут стать сотрудники силовых структур, некоторые учёные — представители технических наук, инженерно-технические работники. Причина этому — крайняя зависимость современного уклада от этих профессиональных групп, их незаменимость. При этом они могут оказаться как исполнителями воли элитных групп, так и их могильщиками с перехватом функций руководства по причине относительной слабости элит, их заменимости.

К тому же на подконтрольной территории всевластное начальство может уничтожить большинство населения как практически ему не нужное уровень развития техники делает необязательным существования едва ли не большинства людей). А оставшееся население низвести на уровень в прямом смысле домашних животных, могущих существовать только для исполнения прихотей начальства. Опять же, уровень технического развития это позволяет. Для поддержания высочайшего уровня потребления высшей части общества нужен минимум технически оснащённого и подготовленного населения. Большинство же становится конкурентами в потреблении дефицитных ресурсов. Ещё в большей степени произвести ликвидацию большей части землян позволяет уровень психологического отчуждения элиты от основной массы народа. Какое-то значение для её представителей имеют только узкий круг самых близких людей.

Во внегуманистическом обществе может уцелеть один единственный человек, а все его нужды будет обеспечивать техника. А может и вообще ни одного-правителя может заменить и уничтожить искусственный интеллект. Искусственный интеллект во главе общества — тема особого разговора.

Внегуманистическими обществами могут становится не только государства, а так же секты, коммерческие структуры, деградировавшие коллективы выживания и пр…

Опасность возникновения внегуманистического общества возникает как при чрезмерном усилении государства, так и в условиях анархии, когда власть может стать достоянием отдельных частных лиц и их групп. О данной проблеме писали специалисты в истории тоталитаризма, такие, как Ханна Аренд. Немало внимания вопросу становления внегуманистического общества уделили и религиозные мыслители XIX—XXI столетий, особенно интересовавшихся проблематикой пришествия Антихриста. Одним из них стал видный российский монархист Лев Тихомиров, описавших становление внегуманистического государства в романе «В последние дни». Немало внимания этому вопросу уделял прославленный святой о. Иоанн Кронштадский, архиепископ ЗРПЦ Аверкий Таушев, столп православия в США иеромонах Серафим Роуз.

Примечательная концепция старообрядцев начала XVIII в. о «духовном» Антихристе и его воплощении в некоторых государственных деятелях. Некоторые этапы перехода к внегуманистическому обществу описаны в фантастический романах Дж. Оруэлла «1984», Рэя Бредбери «451 градус по Фарингейту». Особо нужно отметить роман «Факап» Михаила Харитонова.

Наибольших достижений в наглядном показе перспективы внегуманистического общества добился мировой кинематограф и особенно Голливуд. Возьмём такие известные фильмы, как «Безумный Макс» Дж. Миллера, «Матрица» сестер Вачовски, «Бегущий человек» П. М. Глэйзера, «Хищник» Дж. МакТирнана. С одной стороны, считается, что показ этого феномена в развлекательных кинолентах профанирует идею о возможном его наступлении, и люди перестают воспринимать её всерьёз. С другой стороны, западный кинематограф подчас свободней в выражении различных смелых идей, чем, например, академическое сообщество. Вообще, в разных культурах об одних и тех же явлениях предпочитают говорить на разных языках.

Ссылки[править | править код]

  • Поппер К. Открытое общество и его враги. Часть 1 (недоступная ссылка с 30‒05‒2013 (1091 день)), Часть 2 (недоступная ссылка с 30‒05‒2013 (1091 день) —история, копия)
  • Хайек, Фридрих Август фон. Дорога к рабству. — М.: Новое издательство, 2005. — 264 с. — (Библиотека Фонда «Либеральная миссия»). — 3000 экз. — ISBN 5—98379—037—4.
  • Талмон Дж. Л. Истоки тоталитарной демократии / Тоталитаризм: что это такое (исследования зарубежных политологов). Сборник статей, обзоров, рефератов, переводов. — М.: ИНИОН, 1993. — Ч. 1.
  • Голомшток И. Тоталитарное искусство. — М.: Галарт, 1994.
  • Хевеши М. А. «Толковый словарь идеологических и политических терминов советского периода». Изд. 2-е, доп. — М.: Международные отношения, 2004. — 192 с ISBN 5-7133-1147-3
  • Дамье В. В. Леворадикальная критика тоталитаризма // Изучение диктатур. Опыт России и Германии / Отв. ред. М. Б. Корчагина. — М.: Памятники исторической мысли, 2007. — ISBN 978-5-88451-210-8.
  • Желев Ж. Фашизм. Тоталитарное государство. М.: Новости, 1991.
  • Гронская Н. Э. Политический процесс и лингвистические технологии манипулирования. Дисс. на соиск. уч. ст. доктор политических наук. Нижний Новгород, 2005
  • Таубергер А. Г. Системно-функциональный анализ тоталитаризма Системно-функциональный анализ тоталитаризма / Дисс. на соиск. уч. ст. канд. филос. наук. — Нижний Новгород: Новое издательство, 2003.
  • Люкс Л. Два облика тоталитаризма: большевизм и национал-социализм в сравнении // Вопросы философии. — Наука, 2008.
  • Рыков А. В. Дискурс эстетизма/тоталитаризма (К социополитической теории авангарда) // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 4. / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой. СПб.: НП-Принт, 2014. C. 381—391.
  • Арендт Х. Истоки тоталитаризма / Пер. с англ. Борисовой И. В. и др.; послесл. Давыдова Ю. Н.; под ред. Ковалевой М. С., Носова Д. М. — М.: ЦентрКом, 1996.
  • Замятин Е. И. Избранное / Сост. и подгот. текста О. Н. Михайлова. — М.: Правда, 1989. — 463 с.
  • Резниченко С. Это не коллектив выживания URL.: http://www.apn.ru/index.php?newsid=37024(дата обращения — 26 03. 2018).
  • Рыков А. В. Античность, авангард, тоталитаризм. К метаморфологии современного искусства/ Antiquity, Avant-garde, Totalitarianism. On the Metamorphology of Modern art // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 5. / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: НП-Принт, 2015. С. 745‒752. — ISSN 2312-2129.