Источниковедение

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
Перейти к навигации Перейти к поиску

Источникове́дение, также историческое источниковедение (от «источник» и «ведать») — неотъемлемый раздел исторической науки; комплексная научная дисциплина теоретического и прикладного характера, изучающая вопросы теории и практики выявления, изучения и использования в исторической науке исторических источников.[1]

История дисциплины[править | править код]

Источниковедение сформировалось в XIX веке и является главной из вспомогательных исторических дисциплин. Оно выработало понятие источника и сформулировало принципы его анализа и критики.[2]

В России термин «источниковедение» стал распространяться с середины XIX века в значении «приведения в известность» литературных памятников старины.

По состоянию на конец XIX века основной нормой источниковедения был принцип «чтобы изучить историческое явление, нужно прочитать известие о нём в письменных памятниках» (принцип этот, в частности, декларировался церковным историком В. В. Болотовым на страницах своих «Лекций»).[3]

По мнению Л. А. Лыковой, обычным явлениями для советского источниковедения и советских источниковедов были «выборочное цитирование», склонность к конъюнктурности исследований, широкая практика умолчания «неудобных» фактов и т. д.[4] При этом крупнейший советский историк середины XX века академик М. Н. Тихомиров упорно старался внедрить в сознание учеников представление о том, что изучение источников является основой исторического исследования и вообще исторических знаний.[5]

Споры вокруг теории дисциплины[править | править код]

По мнению В. В. Фарсобина, высказанному в 1983 году, источниковедение отнюдь не является комплексной научной дисциплиной, а продолжает быть конгломератом ряда отраслей наук.

Интересные факты[править | править код]

К. Н. Бестужев-Рюмин, дореволюционный источниковед
  • К. Н. Бестужев-Рюмин писал своему ученику С. Ф. Платонову: «Я вообще того мнения, что исследование источников — лучшая тема магистерской и даже докторской…».[6]
  • Л. Н. Гумилёв отмечал, что при определённых условиях занятие исключительно источниковедением может отвлечь от осмысления исторического процесса,[7] чем дал почву для очередных спекуляций своим недоброжелателям.[8] Ещё во второй половине 1970-х годов он критиковал советскую историческую школу за иррациональное зацикливание на источниковедении, справедливо отмечая, что для подавляющего большинства исторических событий просто не существует аутентичных первоисточников.[9]
  • По мнению Б. М. Витенберга, «можно констатировать, что в какой-то мере изучение прошлого российского масонства способствовало и развитию источниковедения».[10]
  • В наше время на Украине источниковедение обозвано (в переложении на русскую транскрипцию) «джерэлознавством».

Примечания[править | править код]

  1. Данное определение основано на материалах интернет-сайта Яндекс. Словари.
  2. Немировский А. И. Евангельский Иисус как человек и проповедник // Вопросы истории. — 1990. — № 4. — С. 132.
  3. Александр Мусин, диакон. Профессор Василий Болотов в лаборатории историка: [Доклад] // Официальный сайт Санкт-Петербургской митрополии
  4. Лыкова Л. А. Следствие по делу об убийстве российской императорской семьи. — М.: РОССПЭН, 2007. — С. 28. ISBN 5-8243-0826-6
  5. Шмидт С. О. К столетию со дня рождения М. Н. Тихомирова // Отечественные архивы. — 1993. — № 3. — С. 42.
  6. Цит. по: Брачев В. С. Сергей Федорович Платонов // Отечественная история. — 1993. — № 1. — С. 112.
  7. Часть третья // Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера земли. — Л.: ЛГУ, 1989. — С. 160.
  8. См.: История России в летописании и восприятии Нового Времени // Лурье Я. С. Россия древняя и Россия новая. Избранное. — СПб.: Дмитрий Буланин, 1997. — С. 23.
  9. См.: Гумилев Л. Струна истории. Лекции по этнологии. — М.: Айрис-Пресс, 2007. ISBN 5-8112-2757-0
  10. Витенберг Б. Между мистикой и политикой: российское масонство в начале ХХ века. Обзор новых книг о русском масонстве // Новое литературное обозрение. — 2004. — № 70.

См. также[править | править код]

Ссылки[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Источниковедение. Теоретические и методические проблемы: [Сборник] / Отв. ред. С. О. Шмидт. — М.: Наука, 1969. — 511 с.
  • Фарсобин В. В. Источниковедение и его метод. Опыт анализа понятий и терминологии / Отв. ред. Б. Г. Литвак. — М.: Наука, 1983. — 231 с.
  • Источниковедение новейшей истории России. Теория, методология и практика / Под общ. ред. А. К. Соколова. — М.: РОССПЭН, 2004. — 744 с. ISBN 5-8243-0577-3