Льюис Кэрролл

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
(перенаправлено с «Кэрролл, Льюис»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
Льюис Кэрролл
Lewis Carroll
Lewis Carroll 1863.jpg
Имя при рождении: Чарльз Лютвидж Доджсон
Charles Lutwidge Dodgson
Дата рождения: 27 января 1832
Место рождения: Daresbury, Англия Свойство «Место рождения» типа «Страница» со значением «</br>:en:Daresbury» содержит недопустимые символы или неполно и может привести к неожиданным результатам при семантическом аннотировании или запросе.
Дата смерти: 14 января 1898
Место смерти: Guildford, Англия Свойство «Место смерти» типа «Страница» со значением «</br>:en:Guildford» содержит недопустимые символы или неполно и может привести к неожиданным результатам при семантическом аннотировании или запросе.
Гражданство: Англия
В запросе есть пустое условие.
Род деятельности: писатель, математик, философ и фотограф
Произведения на сайте Lib.ru
УДК 92
Льюис Кэрролл. Автопортрет

Льюис Кэрролл (англ. Lewis Carroll, настоящее имя Чарльз Лютвидж Доджсон, Charles Lutwidge Dodgson; 18321898) — английский писатель, математик, философ и фотограф. Наиболее известные работы — «Алиса в стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье», а также юмористическая поэма «Охота на Снарка».

Биография[править | править код]

Родился 27 января 1832 в доме приходского священника в в деревне Дэрсбери, графство Чешир. Всего в семье было 7 девочек и 4 мальчика. Учиться начал дома, показал себя умным и сообразительным. Был левшой, по непроверенным данным, ему запрещали писать левой рукой, чем травмировали молодую психику. В двенадцать лет поступил в небольшую частную школу недалеко от Ричмонда. Ему там понравилось. Но в 1845 году ему пришлось поступить в Rugby School, где ему нравилось значительно меньше.

В начале 1851 года переехал в Оксфорд, где поступил в Christ Church, один из наиболее аристократических колледжей при Оксфордском университете. Учился не очень хорошо, но благодаря выдающимся математическим способностям после получения степени бакалавра выиграл конкурс на чтение математических лекций в Christ Church. Он читал эти лекции в течение следующих 26 лет, они давали неплохой заработок, хотя и были ему скучны.

Писательскую карьеру начал во время обучения в колледже. Писал стихотворения и короткие рассказы, отсылая их в различные журналы под псевдонимом Льюис Кэррол. Постепенно приобрел известность. С 1854 года его работы стали появляться в серьезных английских изданиях: The Comic Times, The Train.

В 1856 году в колледже появился новый декан — Генри Лидл (Henry Liddell), вместе с которым приехали его жена и пять детей, среди которых была и 4-летняя Алиса.

Алиса Лидл одетая как попрошайка. Фотография сделана Чарльзом Доджсоном, ок. 1859

В 1864 году написал знаменитое произведение «Алиса в стране чудес».

Публиковал также много научных трудов по математике под собственным именем. Одним из его увлечений была фотография.

Умер 14 января 1898.

Подозрения в педофилии[править | править код]

Льюис Кэрролл был холостяком. В прошлом считалось, что он не был дружил с особами противоположного пола, делая исключение для актрисы Эллен Терри.

Мартин Гарднер замечает[1]

|

Наибольшую радость доставляла Кэрроллу дружба с маленькими девочками. "Я люблю детей (только не мальчиков)", — записал он однажды.

…Девочки (в отличие от мальчиков) казались ему удивительно красивыми без одежды. Порой он рисовал или фотографировал их обнаженными — конечно, с разрешения матерей.

Сам Кэрролл считал свою дружбу с девочками совершенно невинной; нет оснований сомневаться в том, что так оно и было. К тому же, в многочисленных воспоминаниях, которые позже оставили о нем его маленькие подружки, нет ни намека на какие-либо нарушения приличий.

Однако в последние десятилетия выяснилось, что большинство его «маленьких» подруг было старше 14, многие 16-18 лет и старше. Подруги Кэррола в воспоминаниях часто занижали свой возраст. Так, например, актриса Иза Боумен пишет в своих мемуарах [1]

В детстве я часто развлекалась тем, что рисовала карикатуры, и однажды, когда он писал письма, я принялась делать с него набросок на обороте конверта. Сейчас уж не помню, как выглядел рисунок, - наверняка это был гадкий шарж, - но внезапно он обернулся и увидел, чем я занимаюсь. Он вскочил с места и ужасно покраснел, чем очень меня испугал. Потом схватил мой злосчастный набросок и, разорвав его в клочья, молча швырнул в огонь. (...) Мне было тогда не более десяти-одиннадцати лет, но и теперь этот эпизод стоит у меня перед глазами, как будто все это было вчера…

В действительности ей было между 13 и 20 годами.

Другая “юная подружка” Кэрролла, Рут Гэмлен, в своих мемуарах сообщает, как в 1892 году родители пригласили на обед Кэрролла с гостившей у него в то время Изой - Иза описана как “застенчивый ребенок лет двенадцати”. В действительности в 1892 году Изе было 18 лет.

Сам Кэрролл также называл словом «ребёнок» (child) не только маленьких девочек, но и женщин 20-30 лет. Так, в 1894 году он писал:

Одна из главных радостей моей - на удивление счастливой - жизни проистекает из привязанности моих маленьких друзей. Двадцать или тридцать лет тому назад я бы сказал, что десять - идеальный возраст; теперь же возраст двадцати - двадцати пяти лет кажется мне предпочтительней. Некоторым из моих дорогих девочек тридцать и более: я думаю, что пожилой человек шестидесяти двух лет имеет право все еще считать их детьми.

Как показали исследования, больше половины «девочек», с которыми он переписывался, старше 14 лет; из 870 комментариев, сделанных им по поводу актерской игры, 720 относятся ко взрослым актерам и только 150 - к детям.

В викторианской Англии конца XIX века девочки до 14 лет считались асексуальными. Дружба Кэрролла с ними была, с точки зрения тогдашней морали, совершенно невинной причудой. С другой стороны, слишком близкое общение с молодой женщиной (особенно наедине) строго осуждалось. Это и могло заставить Кэрролла своих знакомых женщин и девушек объявлять «маленькими девочками», а их самих — занижать свой возраст.

(Информация и цитаты из статьи А. Борисенко и Н. Демуровой «Льюис Кэрролл: мифы и метаморфозы»)

Библиография[править | править код]

  • «Полезная и назидательная поэзия» (1845)
  • «Алгебраический разбор Пятой книги Эвклида» (1858)
  • «Алиса в стране чудес» (1865)
  • «Сведения из теории детерминантов» (1866)
  • «Элементарное руководство по теории детерминантов» (1867)
  • «Месть Бруно» (основное ядро романа «Сильви и Бруно») (1867)
  • «Сквозь Зеркало и Что там увидела Алиса» («Алиса в Зазеркалье») (1871)
  • «Охота на Снарка» (1876)
  • «Словесные звенья» (1878) — сборник загадок и игр
  • математический труд «Эвклид и его современные соперники»; «Дублеты, словесные загадки» (1879)
  • Первый русский перевод «Страны чудес» (1879)
  • «Эвклид» (I и II книги) (1881)
  • сборник «Стихи? Смысл?» (1883)
  • «Логическая игра» (1887)
  • «Математические курьёзы» (часть I) (1888)
  • «Сильви и Бруно» (часть I) (1889)
  • «Алиса для детей» и «Круглый бильярд»; «Восемь или девять мудрых слов о том, как писать письма» (1890)
  • «Символическая логика» (часть I) (1890)
  • «Заключение „Сильви и Бруно“» (1893)
  • вторую часть «Математических курьёзов» («Полуночные задачи») (1893)

Экранизации[править | править код]

Сценические постановки[править | править код]

Примечания[править | править код]

  1. Мартин Гарднер Аннотированная "Алиса" = The Annotated "Alice". Alice's Adventures in Wonderland and Through the Looking-Glass by Lewis Carroll. Illustrated by John Tenniel. With an Introduction and Notes by Martin Gardner. NY, 1960 ‭. — 2-е стереотипное издание. — М.: Наука, 1991.о книге

Ссылки[править | править код]