Московский логический кружок

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
Перейти к навигации Перейти к поиску
Московский логический кружок
МЛК
Официальные языки:
русский
Основание:
Основание:
1952

Моско́вский логи́ческий кружо́к (МЛК) — научный кружок, неформальное объединение студентов, аспирантов и выпускников философского факультета МГУ в 19521957 гг., ставившее целью построение на новых основаниях теории мышления, «содержательной логики» и гносеологии.

Был организован в 1952 г. Борисом Грушиным, Александром Зиновьевым, Мерабом Мамардашвили и Георгием Щедровицким. В работе Кружка принимали также участие (с разной степенью вовлеченности) Н.Алексеев, В.Близненкова, В.Давыдов, О.Добронравов, В.Костеловский, И.Ладенко, Д.Лахути, В.Садовский, В.Столяров, А.Субботин, В.Финн, В.Швырев и др.

Резкие и вызывающие выступления участников Кружка, наряду с выступлениями представителей т. н. «группы гносеологов» (Эвальд Ильенков, Валентин Коровиков), на философских конференциях 1953-54 гг., громкие защиты дипломных и диссертационных работ стали заметной частью жизни философского сообщества тех лет, переживавшего изменение идеологической ситуации в связи с отходом от дел и смертью И. В. Сталина.

Не сумев выработать единой исследовательской программы, члены Кружка пошли своими собственными путями.

Щедровицкий, преодолевая отождествление логики, теории мышления и гносеологии, занялся разработкой программы исследования мышления как деятельности, вокруг которой был организован Московский методологический кружок (ММК), являвшийся непосредственным продолжением МЛК и, в форме движения системомыследеятельностной методологии, продолжающий работу до сих пор.

Зиновьев фактически дезавуировал «юношеское увлечение» (не возразив однако спустя 50 лет против публикации своей диссертации, отражающей идеи тех лет).

Грушин профессионализировался как методолог исторического и социологического исследования.

Мамардашвили декларировал неприемлемость для себя организованных (кружковых, движенческих) форм работы и профессионализировался как философ «сократического» склада ума и образа жизни.

Документы[править | править код]

  • Щедровицкий Г. П. Современная наука и задачи развития логики. Доклад на дискуссии о предмете и методе логики на философском факультете МГУ 26.02.54 г. // Щедровицкий Г. П. Философия. Наука. Методология. — М., 1996., сс. 25-56
  • Зиновьев А. А. Восхождение от абстрактного к конкретному (на материале «Капитала» К. Маркса). — М., 2002. — 321 с.
  • Грушин Б. А. Очерки логики исторического исследования. — М.1961.
  • Мамардашвили М. К. Формы и содержание мышления. — М., 1968.

Воспоминания и рефлексия[править | править код]

  • Щедровицкий Г. П. Философия у нас есть // Щедровицкий Г. П. Философия. Наука. Методология. — М., 1996., сс. 1-24
  • Щедровицкий Г. П. Я всегда был идеалистом. — М., 2001. — 323 с.
  • Щедровицкий Г. П. Московский методологический кружок: развитие идей и подходов / Из архива Г. П. Щедровицкого. Т. 8. Вып. 1. — М., 2004. — 352 с.
  • Зиновьев А. А. В преддверии рая (1979)
  • Мамардашвили М. К. Начало всегда исторично, то есть случайно // «Вопросы методологии». 1991, № 1.
  • Грушин Б. А. Мы пытались ответить на кардинальные вопросы // «Вопросы методологии». 1991, № 1.
  • Белянчикова Л. Б.Грушин: «Мы все время вели войны за свой предмет» // RELGA. № 2 (92) 11.05.2004 ().

Ссылки[править | править код]

Статья на Википедии