Текст:Константин Крылов:Варварство

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
Перейти к навигации Перейти к поиску

Варварство



Автор:
Константин Крылов




Дата публикации:
1997







Предмет:
Варварство
О тексте:
сокращённый и исправленный вариант


  1. Под варварством сейчас принято понимать низкий уровень развития какого-то народа или цивилизации. При этом молчаливо предполагается, что причиной варварства является задержка развития (нечто вроде того, что бывает со школьником-прогульщиком, которого оставляют на второй год). Более того, считается, что все народы когда-то были такими, какими остались и сейчас варвары («все мы учились в первом классе»), так что варварство — это наше общее прошлое.
  2. Есть, впрочем, и альтернативная точка зрения (которая, впрочем, потихоньку становится господствующей). Согласно этой последней, варварство — это никакая не дикость, а другая культура, некий особый замкнутый мир, смысла и ценности которого мы не понимаем и не чувствуем. В этом смысле никакого варварства просто не существует, — кроме, пожалуй, нашего собственного варварства, то есть неумения и нежелания «увидеть в другом Другого» (или что-нибудь вроде этого), и проистекающей отсюда нетерпимости, снобизма и высокомерия.
  3. Обе эти теории, при всех своих внешних различиях, исходят из одной неочевидной предпосылки. А именно, они предполагают независимость варварских культур от культур цивилизованных. Цивилизация живет сама по себе, варвары сами по себе. К тому же обе эти теории склонны в некотором смысле списывать варварство со счетов: будь оно всего лишь «низшей ступенью развития» или же самостоятельной «культурой», все равно развитие единой мировой цивилизации не оставляет ему шансов на сохранение — в первом случае вследствие естественного просвещения, во втором — в силу культурной экспансии.
  4. Мы, напротив, намерены отстаивать ту точку зрения, что варварство тесно связано с цивилизацией, а точнее, порождается ею.
    Более того, по нашему мнению, варварство — вторичное (по сравнению с цивилизацией) явление, и относительно (по историческим меркам) новое.
    Наконец, мы совершенно не разделяем надежд (или опасений) на исчезновение варварства в ближайшем будущем. Мы полагаем (и намерены это доказать), что варварство вполне способно стать одной из основных исторических сил достаточно близкого будущего — и такой шанс ему предоставляет именно наступление мировой цивилизации.
  5. Прежде всего определим то, что мы называем цивилизацией. Цивилизованным (в самом широком смысле слова) можно назвать общество, которое способно самостоятельно решать свои проблемы (начиная от необходимости есть три раза в день и кончая философскими и теологическими спорами). Слово самостоятельно не является синонимом выражения изолированно от других. Любое нормальное общество торгует, воюет, спорит, обменивается идеями, вообще как-то сообщается с другими обществами. Некоторые вполне цивилизованные общества вообще не могли бы прожить и дня без контактов с внешним миром. Но это не значит, что данное общество решает свои проблемы за счет других.
    Для сравнения представим себе две ситуации. Допустим, маленький народ, живущий на лесистом острове, строит несколько суденышек, которые возят на берег лес и доски, а обратно — пшеницу и оливковое масло. Постепенно торговля расширяется, островок богатеет, строятся все новые суда, и в конце концов его жители возят товары по всему морю. При этом на самом островке уже нет ничего, кроме верфей и портов, сельское хозяйство заброшено, население состоит сплошь из купцов и матросов, и все, что они имеют, является импортом. Но это не значит, что население островка решает свои проблемы за чужой счет. Они занимаются морской торговлей, то есть делают то, что нужно другим. За это им и платят. Это цивилизованный народ и цивилизованное государство.
    Теперь представим себе шайку разбойников, засевших на горном перевале. Сначала они грабят караваны, идущие с грузами, а купцов пускают в расход. Постепенно торговля замирает. Разбойники соображают, что их доходы падают, и вместо того, чтобы отнимать все и убивать всех, устанавливают нечто вроде платы за проход по их территории. Некоторые купцы на это соглашаются, поскольку кружной путь обходится дороже, чем разбойничьи поборы. Вокруг шальных денег собираются их искатели: около разбойничьего логова появляется кабак и бордель, а потом и прочие признаки поселения. Разбойники усиливаются, множатся, в конце концов они начинают совершать успешные набеги на долины по обе стороны перевала. Если им везет, они могут захватить власть в одном из равнинных государств, и бывший атаман надевает на себя царскую корону. Так возникает варварское государство, управляемое варварами.
    В чем тут разница? Морским торговцам купцы платят за то, что они делают — перевозят товары по морю. Разбойникам на перевале те же купцы платят за то, чего они не делают — не убивают их и не отнимают товар.
    Вот и все. Варвары — это люди, существующие за счет того, что они могут доставить другим неприятности. Цивилизации приходится непрерывно откупаться от них, поскольку это обычно (в каждый данный момент) кажется более простым и дешевым выходом из положения.
  6. Но варвары существуют за счет цивилизации не только в этом смысле. Как правило, и внутренняя структура варварского общества (прежде всего система управления, то есть власть) держится за счет ресурсов и средств, предоставляемых цивилизацией. Обычно варварская правящая верхушка распоряжается техническими или идеологическими ресурсами, созданными цивилизацией и принципиально недоступными для изготовления в варварском обществе. Настоящее варварство еще не там, где все ходят с дубинами (и каждый может сделать себе такую же дубину). Настоящее варварство там, где все ходят с дубинами, а вождь и его охрана носят стальное оружие (которого данный варварский народ делать не умеет), а еще лучше — с автоматами и гранатометами. Первый и главный признак развитого варварства — это использование властью (именно властью!) технических средств (особенно оружия) и идеологии, произведенных в цивилизованном обществе, причем таких, которых сами варвары неспособны изготовить и тем более выдумать. А самое типичное внешнее проявление варварства — нарочито примитивные и дикие нравы в сочетании с развитой чужой (купленной, краденой или отнятой) материальной культурой. Монгольский хан, кутающийся в китайские шелка; африканский вождь на «джипе» и с «калашниковым» на шее; пуштун со «стингером» на плече — вот это и есть типичное варварство. Варварство борется с цивилизацией средствами самой цивилизации — иначе от него давно бы ничего не осталось.
  7. Не менее важным моментом является заимствование (то есть кража) идеологических или религиозных концепций. Варварские вожди бывают прекрасными ораторами, умеющими произносить слова «вера», «свобода», «право», или какой-нибудь «шариат» — в зависимости от того, что производит впечатление на подданных и на своих противников. Варвары прекрасно умеют оправдывать своё варварство, причем они вполне способны делать это интеллектуальными средствами, позаимствованными у цивилизации (например, теми же разговорами о «разнице культур»: мы грабим и убиваем вас потому, что у нас такая культура, и покушения на её самобытность есть проявление нетерпимости). При этом главные свойства варварского мышления — хитрость и неспособность верить ни во что, кроме насилия — никуда не деваются, даже если варвар учился в Оксфорде.
  8. Все сказанное заставляет сделать тот вывод, что варварские культуры преступны. Так оно и есть. Варварство отличается от обычной преступности только своими масштабами. Разумеется, делишки воровских шаек или мафиози не идут ни в какое сравнение с «империей» Чингисхана, но смысл их деятельности тот же самый.
  9. Особый интерес представляет своеобразная красота варварства — и, соответственно, периодически вспыхивающая увлеченность цивилизованных людей варварами. Ответ довольно прост: варварство стремится выглядеть привлекательным; это часть его политики мимикрии. Нигде не уделяется столько внимания бытовой эстетике, сколько у варваров, а их вожди обычно прямо-таки утопают в экзотической роскоши.
  10. Варварство — как стиль жизни — не всегда выступает в виде бородатого детины с ножом. Существуют и более сложные его разновидности. Например, профессиональный шантажист, доносчик, или клеветник, от которого приходится откупаться, чтобы он не причинил вреда, по сути дела ничем не отличается от обыкновенного бандита, хотя может быть весьма образованным и респектабельно выглядящим человеком. При этом следует иметь в виду, что доносить или клеветать можно не только на отдельных людей, но и на организации, социальные слои, на государственные институты и даже на общество в целом.
  11. Так, одним из вариантов варварского поведения является клевета, возводимая на властные структуры и государство. Такого рода люди шантажируют власть тем, что имеют возможность препятствовать её начинаниям, настраивая против них общество. Впрочем, и все общество в целом может являться объектом такого же шантажа: для этого достаточно иметь возможность очернить его с некоторой «внешней» точки зрения.
    Например, российская интеллигенция занималась и занимается борьбой с русской цивилизацией с помощью орудий, похищенных у других цивилизаций (прежде всего, конечно, в Европе).
    Эти орудия — европейские идеи — сами российские интеллигенты создать неспособны: вклад российской интеллигенции даже в «либерально-гуманистическую» мысль равен нулю. Как правило, они даже не пытаются понять смысл тех идей, которые они высказывают и от имени которых шантажируют русское общество.