152-мм пушка образца 1935 года (Бр-2)

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
Перейти к навигации Перейти к поиску
152-мм пушка образца 1935 года (Бр-2)
152-мм пушка образца 1935 года (Бр-2)
Калибр, мм 152,4
Экземпляры не менее 37
Расчёт, чел. 15
Скорострельность, выстр/мин 0.5
Скорость возки по шоссе, км/ч до 15 (в раздельном виде)
Высота линии огня, мм 1920
Ствол
Длина ствола, мм/клб 7170/47,2
Длина канала ствола, мм/клб 7000/45,9
Масса
Масса в походном положении, кг 13800 (лафетная повозка с передком), 11100 (орудийная повозка)
Масса в боевом положении, кг 18200
Габариты в походном положении
Длина, мм 11448 (в боевом положении)
Ширина, мм 2490 (в боевом положении)
Высота, мм ?
Клиренс, мм 320 (лафетная повозка), 310 (орудийная повозка)
Углы обстрела
Угол ВН, град от 0 до +60
Угол ГН, град 8

152-мм пушка обр. 1935 г. (Бр-2)советская пушка большой мощности калибра 152,4 мм периода Второй мировой войны. Это орудие было первым по времени создания и самым многочисленным серийно производившимся образцом советской тяжёлой пушечной артиллерии в 19351945 годах. Орудие отличалось оригинальной компоновкой - использовался гусеничный лафет, единый для ещё двух мощных артиллерийских систем. Несмотря на небольшое количество произведенных орудий и ряд недостатков, пушка приняла участие в Великой Отечественной войне, была модернизирована после её окончания и долгое время стояла на вооружении Cоветской Армии.

История создания[править | править код]

Пушка Б-10[править | править код]

Работы по созданию дальнобойных длинноствольных 152-мм пушек для артиллерии резерва главного командования (АРГК) была начаты в СССР 21 сентября 1929 года, когда артиллерийское управление (АУ) выдало лениградскому заводу «Большевик» (бывший Обуховский завод) тактико-технические требования (ТТТ) на новое орудие[1]. Первый ствол нового орудия, получившего индекс Б-10 (все орудия завода «Большевик» имели индекс, состоящий из буквы «Б» и цифрового обозначения), был готов в апреле 1932 года. 10 мая того же года начались полигонные испытания пушки, пока ещё без штатного лафета. С ноября 1932 года по октябрь 1934 года проводились повторные полигонные испытания первых двух образцов орудия на штатном лафете, а в 1935 году – войсковые испытания новой артсистемы. Испытания выявили ряд недостатков нового орудия, к наиболее серьёзным из них относились:

  • низкая скорость вертикального наведения (ВН);
  • невысокая скорострельность;
  • низкая живучесть.

В результате система испытания не выдержала.

Как следствие было решено орудие Б-10 на вооружение не принимать (тем более, что уже были готовы более совершенные орудия Б-30 и Бр-2), а два изготовленных опытных образца использовать для различных экспериментов . В частности, ствол №1 был перенарезан для стрельбы снарядами с готовыми нарезами, а ствол №2 – для стрельбы полигональными снарядами. Кроме того, была предпринята попытка ускорить скорость ВН установкой электропривода, впервые в истории отечественных сухопутных орудий. Все эксперименты закончились неудачно – нарезные и полигональные снаряды обладают рядом специфических недостатков (что было выяснено в ходе испытаний на отечественных полигонах ещё в 19 веке), а обеспечить плавную наводку с помощью электропривода не удалось – для этого нужна была муфта Дженни, как на приводах морских орудий. Военные моряки также заинтересовались возможностью использования Б-10 в береговой обороне, были созданы проекты буксируемой и самоходной установок, последняя на базе танка Т-28. Проект буксируемой установки получил индекс Б-25 и дошёл до стадии заводских испытаний, однако в итоге был отклонён по причине ряда трудно устранимых недостатков и отказа армейского руководства от принятия на вооружение Б-10[1].

Концептуальные особенности Б-10 — баллистические характеристики и гусеничный лафет — перешли в проекты последующих орудий Б-30 и Бр-2.

Выбор между Б-30 и Бр-2[править | править код]

Бр-2 в Артиллерийском музее, Санкт-Петербург

В 1930-х годах АУ предприняло попытку создания триплекса большой мощности – 203-мм гаубицы, 152-мм пушки и 280-мм мортиры на едином лафете. Использование единого лафета давало ряд преимуществ – существенно удешевлялась и упрощалась разработка, производство и эксплуатация орудий. Разработкой триплекса занимались конкурирующие конструкторские бюро двух заводов – ленинградского «Большевик» и сталинградского «Баррикады».

Проект завода «Большевик» получил название Б-30 (иногда использовался индекс Б-10-2-30). Новое орудие представляло собой наложение несколько изменённого ствола орудия Б-10 на гусеничный лафет 203-мм гаубицы Б-4. Первая пушка Б-30 прибыла на полигон 21 июля 1935 года. По результатам войсковых испытаний, орудие было рекомендовано к принятию на вооружение, при условии устранения выявленных недостатков. В конце 1936 года на заводе «Большевик» была изготовлена партия из шести орудий, одно из которых было установлено на опытной самоходной установке СУ-14. Пушки Б-30, как и Б-10, использовались для проведения различных экспериментов, касающихся различных систем нарезки стволов. Так, испытывалась система нарезки фирмы «Ансальдо» переменной глубины, а также опять же стрельба снарядами с готовыми нарезами. Все испытания завершились неудачно. Также были изготовлены стволы для Б-30 увеличенной длины (55 калибров) и нормальной длины, но с углублённой нарезкой. В итоге, Б-30 на вооружение принята не была. Судьба выпущенных орудий до настоящего времени остаётся неясной.

Проект завода «Баррикады» получил название Бр-2 (буквы «Бр» и цифровой индекс в названии несли все орудия, разработанные на этом заводе). Как и Б-30, данное орудие представляло собой наложение ствола Б-10 на лафет Б-4. От Б-З0 орудие отличалось устройством ствола (скреплённый вместо свободной трубы), наличием уравновешивающего механизма и незначительными изменениями в ударном механизме затвора. Опытный образец Бр-2 прибыл на полигон 9 декабря 1931 года. Орудие полигонные испытания не прошло по причине неуравновешенности, низкой скорострельности, тугого запирания затвора и ряда других проблем. Тем не менее, вопреки рекомендации полигона, АУ направило Бр-2 на войсковые испытания, которые проходили с 7 по 24 марта 1936 года и были прекращены по причине разрушения орудия. Комиссии обеих полигонов отдавали предпочтение Б-30, однако, по неясным причинам, руководство АУ выбрало для принятия на вооружение Бр-2. Известный историк отечественной артиллерии А. Б. Широкорад полагает[1], что данный выбор носил субъективный характер, и отмечает, что причастные к этому решению руководители АУ впоследствии были привлечены к ответственности.

Совершенствование орудия[править | править код]

Бр-2 в Артиллерийском музее, Санкт-Петербург. Вид спереди

Увеличение живучести ствола[править | править код]

Серийное производство пушек Бр-2 началось 14 марта 1936 года (т. е. ещё до завершения войсковых испытаний), причём, в отличие от опытного образца, серийные пушки было указано выпускать со свободной трубой по типу Б-30. Принятое на вооружение орудие страдало рядом дефектов, в частности оно имело чрезвычайно низкую живучесть ствола (около 100 выстрелов). Решение этой проблемы шло по двум направлениям – был создан и испытан образец орудия с более длинным стволом (55 калибров), а также испытан ствол с более глубокой нарезкой и уменьшенной каморой. В итоге был выбран второй вариант и с 1938 года началось производство пушек с глубокой нарезкой. При этом было заявлено, что живучесть ствола увеличилась в пять раз, что является сомнительным в свете допущенных послаблений при испытаниях к критерию живучести ствола (он представлял собой величину падения начальной скорости снаряда, которую увеличили с 4 до 10%)[1].

Пушка Бр-19[править | править код]

Следующей попыткой модернизации Бр-2 стала пушка Бр-19. Данное орудие представляло собой доработку Б-30 с использованием уже отработанных в серийном производстве узлов Бр-2 – ствола с углублённой нарезкой и затвора. Войсковые испытания Бр-19 проходила совместно с Бр-2 (поздний вариант с углублённой нарезкой) с 25 ноября по 30 декабря 1939 года. По результатам испытаний было отмечено преимущество Бр-19 перед Бр-2 и первая система была рекомендована для принятия на вооружение вместо последней. Была начата отработка рабочих чертежей Бр-19 для серийного производства, которое, по невыясненным пока причинам так и не началось[1].

Модернизации лафета[править | править код]

Другое направление модернизации Бр-2 касалось улучшения подвижности орудия за счёт введения колёсного хода, поскольку гусеничный лафет орудия имел очень большое количество недостатков. Попытки модернизации гусеничного лафета (например испытывавшийся в 1939 году новый ход Т-117) к положительным результатам не привели. Колёсная ствольная повозка Бр-15 в 1940 году была рекомендована к принятию на вооружение, но в итоге принята не была по причине нецелесообразности наличия ствольной повозки повышенной подвижности при наличии гусеничного лафета низкой подвижности. В 1938 году АУ утвердило тактико-технические требования к разработке для дуплекса большой мощности (152-мм пушка Бр-2 и 203-мм гаубица Б-4) нового колёсного лафета, в 1940 году данный лафет предлагалось разработать и для 280-мм мортиры Бр-5. Новый лафет должно было разрабатывать КБ завода №172 (Пермский завод) под руководством Ф. Ф. Петрова. Лафет получил индекс М-50, но работы по нему шли крайне медленно из-за большой загруженности КБ работами по другим системам. В итоге к началу войны всё ограничилось разработкой проекта, после чего все работы были прекращены.

В 1955 году Бр-2 прошли капитальную модернизацию, для орудия был разработан новый колёсный лафет. Возка орудия стала нераздельной, скорость возки существенно увеличилась. Модернизированное орудие получило индекс Бр-2М.

Опыты и эксперименты[править | править код]

Пушка Бр-2 использовалась в опытах по сверхдальней стрельбе подкалиберными снарядами с отделяющимся поддоном. При этом для ствола орудия были изготовлены специальные свободная труба калибром 162 мм и снаряды со звёздчатыми поддонами калибром 162/100 мм. После покидания канала ствола при выстреле поддон калибра 162 мм отделялся и далее полёт продолжал вторичный снаряд калибра 100 мм. Испытания проходили в 1940 году и закончились неудачно (отмечался неправильный полет снаряда, сложность заряжания и другие проблемы), при этом ствол орудия был повреждён. Тогда же проводились опыты по стрельбе из штатной пушки подкалиберными снарядами с поясковым поддоном калибра 152/107 мм, также окончившиеся неудачей — оказалось, что дальность стрельбы подкалиберным снарядом ненамного превышала аналогичный показатель для штатного снаряда.

Пушка Бр-21[править | править код]

Также на базе Бр-2 была создана 180-мм пушка Бр-21. Орудие было создано на заводе «Баррикады» в инициативном порядке, при этом преследовалась цель использования скопившихся на заводе стволов Бр-2, по тем или иным причинам не принятых военной приёмкой (в основном с мелкой нарезкой). Ствол Бр-2 растачивался до калибра 180 мм и накладывался на стандартный лафет гаубицы Б-4. 20 декабря 1939 года орудие поступило на полигонные испытания и успешно прошло их, продемонстрировав по сравнению с Бр-2 существенно лучшую кучность, а также лучшее действие по укреплённым сооружениям. Однако на вооружение орудие принято не было, поскольку калибр 180 мм не использовался в сухопутной артиллерии, а снаряды морских 180-мм пушек для него не подходили. Соответственно для Бр-21 пришлось бы разрабатывать и изготавливать новые снаряды[1].

Производство[править | править код]

Пушки Бр-2 серийно производились на сталинградском заводе «Баррикады» с 1937 по 1940 год. Всего было выпущено не менее 37 орудий, в том числе часть орудий (по всей вероятности опытные образцы) были выпущены до 1937 года. В 1937 году было выпущено 7 пушек с мелкой нарезкой, впоследствии выпускались только пушки с глубокой нарезкой. В 1938 году орудия не выпускались, в 1939 году было выпущено 4 пушки, в 1940 году — ещё 23, на чём серийное производство Бр-2 было закончено.

Описание конструкции[править | править код]

Орудие Бр-2 представляет собой длинноствольную пушку, размещённую на однобрусном лафете с гусеничным ходом. Тот же лафет с небольшими конструктивными изменениями использовался для 203-мм гаубицы Б-4 и 280-мм мортиры Бр-5. К основным конструктивным особенностям пушки относятся:

  • Ствол со свободной трубой длиной 47,2 калибра;
  • Затвор поршневого типа;
  • Гидравлический тормоз отката;
  • Гидропневматический накатник;
  • Длина отката переменная;
  • Картузное заряжание орудия. Для облегчения подачи снарядов с грунта имелся специальный кран с лебёдкой.

Лафет имеет специальный гидропневматический уравновешивающий механизм толкающего типа. На небольшие расстояния орудие могло перемещаться в неразобранном виде со скоростью 5-8 км/ч, на больши́е расстояния система перемещалась в разобранном виде – ствол отдельно на специальной орудийной повозке, лафет отдельно. Орудийная повозка Бр-10 (орудия выпуска 1937 года комплектовались повозкой Бр-6) колёсная, общая масса повозки со стволом 11100 кг. Повозка состояла из корпуса, переднего хода со стрелой механической тяги, заднего хода, тормозного устройства и устройства для перевооружения системы. Также могла использоваться гусеничная ствольная повозка Б-29 общей массой со стволом 13420 кг. В отчёте сравнительных испытаний повозок Бр-10 и Б-29 от 7 августа 1938 года отмечено: «Обе повозки плохи и не отвечают предъявляемым требованиям»[1]. Повозка Б-29 была перетяжелена и имела большое усилие страгивания, повозка Бр-10 имела недостаточную проходимость и застревала на плохих грунтовых дорогах, в канавах и т.п. Время перехода орудия из походного положения в боевое при раздельной возке составляло от 45 минут до 2 часов. Буксировалось орудие мощными гусеничными тягачами «Ворошиловец», ствольные повозки — гусеничными тягачами «Коминтерн».

Организационно-штатная структура[править | править код]

Пушки Бр-2 к июню 1941 года входили в состав тяжёлого пушечного полка Резерва Верховного Главного Командования (РВГК). В полк входило 4 дивизиона, в каждом дивизионе 3 батареи по 2 орудия, всего в полку имелось 24 орудия Бр-2. Кроме того, имелись и две отдельные двухорудийные батареи. Позднее штатная структура изменилась, был введен пушечный полк особой мощности, состоявших из 4 батарей по 2 орудия. В каждом полку состояло по шесть 152-мм пушек Бр-2 и по две 210-мм пушки Бр-17. К маю 1945 года имелось 4 таких полка.

Служба и боевое применение[править | править код]

Пушки Бр-2 предназначались для поражения различных объектов в ближнем тылу противника – командных пунктов высокого уровня, складов, полевых аэродромов, железнодорожных станций, скоплений войск, дальнобойных батарей, а также для стрельбы прямой наводкой по фортификационным сооружениям вертикального типа. К июню 1941 года всего в РККА имелось 37 пушек Бр-2 (по другим данным - 38 пушек[2]), в войсках же находилось 28 орудий, входивших в состав одного тяжелого пушечного полка РВГК и двух отдельных батарей (последние находились в Архангельском военном округе для использования в целях береговой обороны[3]). Остальные орудия находились на складах и полигонах, это были в основном пушки с мелкой нарезкой и опытные орудия. О боевом применении данных орудий известно очень мало, в частности, имеются сведения об их использовании в Курской битве[4]. Вероятно, в Великой Отечественной войне орудия этого типа потерь не несли, поскольку к 1 мая 1945 года в частях РВГК числилось столько же орудий, сколько их было на начало войны – 28. Данный факт связан с очень осторожным использованием орудий большой мощности, а также их своевременной эвакуацией в 1941 году из западных районов страны в тыл. Модернизированные орудия Бр-2М находились на вооружении, как минимум, до 1970-х годов.

Модификации и опытные орудия на базе Бр-2[править | править код]

  • Бр-2 со скреплённым стволом – опытный образец
  • Бр-2 с мелкой нарезкой ствола – выпущено не менее 7 шт в 1936-1937 годах
  • Бр-2 со стволом калибра 162 мм – опытный образец
  • Бр-2 с глубокой нарезкой ствола – выпущено 27 шт. в 1939-1940 годах
  • Бр-21 – опытная пушка калибром 180 мм
  • Бр-2М – ствольная группа Бр-2 на новом колёсном лафете, на вооружении с 1955 года.

Самоходные артиллерийские установки с Бр-2[править | править код]

Пушка Бр-2 устанавливалась на опытную самоходно-артиллерийскую установку (САУ) СУ-14-1, поданную на полигонные испытания 16 мая 1936 года первоначально с 203-мм гаубицей Б-4. Данная установка была построена на шасси тяжелого танка Т-35. Полигонные испытания эта установка массой 48 тонн прошли неудачно, и в 1937 году установку сдали на склад. В 1940 году, с началом советско-финской войны, установку решили подготовить для боевых действий, предполагалось, что мощное орудие будет эффективно разрушать укрепления линии Маннергейма. Однако доработка установки, включающая усиление бронирования с помощью броневых экранов, затянулась, на фронт САУ попасть не успела и осталась на полигоне в Кубинке. Осенью 1941 года, при подходе немецких войск к полигону, САУ вела по ним огонь с дальних дистанций.

Оценка проекта[править | править код]

Пушку Бр-2, как и другие орудия триплекса большой мощности, трудно признать удачным образцом. Во многом этот факт связан с недостатком опыта молодой советской конструкторской школы, которая заняла одну из ведущих позиций в мире лишь к самому концу 1930-х – началу 1940-х годов, после длинного пути, включавшего создание не самых удачных образцов и широкое заимствование передового зарубежного опыта. Проектирование же орудий большой и особой мощности, ввиду большой сложности данных систем, представляло особую трудность, осложнявшуюся недостаточным опытом подобных работ и слабым использованием зарубежных наработок. Главной проблемой Бр-2, как и всего триплекса, стал гусеничный лафет. Его конструкция задумывалась как обеспечивающая высокую проходимость при движении по целине, пашне, что, по планам, позволяло повысить живучесть орудия за счет быстрой смены им огневой позиции в неразобранном виде. В реальности, такая конструкция привела к очень низкой мобильности всей системы как в неразобранном, так и в разобранном виде, громоздкости и низкой маневренности орудия. В частности, поворот орудия силами расчёта за пределы угла горизонтального наведения (ГН) занимал не менее 25 минут, а угол ГН составлял лишь 8 градусов. Сама необходимость разбирать орудие, наличие отдельной ствольной повозки не способствовало мобильности и живучести системы. Орудие с трудом перемещалось самыми мощными из имеющихся отечественных тягачей, в случае же условий плохой проходимости (распутица, гололёд) данная система фактически теряла подвижность. Таким образом, орудие имело плохую маневренность как огнем, так и колесами. Среди других недостатков орудия, необходимо отметить невысокую скорострельность. Живучесть ствола, несмотря на все модернизации, также оставляла желать лучшего. Поспешность с запуском недостаточно испытанной системы в серийное производство привело к тому, что эта и так немногочисленная артсистема разделилась на две серии, различавшиеся нарезкой ствола и используемыми боеприпасами. Проблемы с орудиями большой и особой мощности отечественного производства вынудили руководство страны обратиться к испытанному пути – использованию передового зарубежного опыта. В 1938 году с фирмой «Шкода» был заключен договор на поставку опытных образцов и технической документации для двух мощных артсистем – 210-мм пушки и 305-мм гаубицы, получивших в производстве индексы Бр-17 и Бр-18. Но, возможно, главная проблема Бр-2, а точнее советской тяжелой пушечной артиллерии, заключалась в том, что тяжелых пушек было выпущено очень мало. К июню 1941 года имелось лишь 37-38 пушек Бр-2, включая полигонные образцы и малобоеспособные орудия с мелкой нарезкой, а также 9 пушек Бр-17, к которым в начале войны отсутствовали боеприпасы.

Для сравнения, вермахт имел сразу несколько типов мощных 150-мм пушек - K.16 (28 орудий), SKC/28 (не менее 45 орудий), K.18 (не менее 101 орудия) и K.39 (53 орудия)[5]. Все они представляли собой высокомобильные артиллерийскийе системы на колёсном ходе с мощной баллистикой. Для примера, приведем характеристики 15-cm пушки К.18 - вес в походном положении 18310 кг, в боевом положении 12930 кг, угол горизонталного наведения - 360 градусов (на платформе) или 11 градусов (с раздвинутыми станинами), скорострельность 2 выстр/мин, максимальная дальность стрельбы - 24740 м. Очевидно, что немецкое орудие, при одинаковой с Бр-2 дальности стрельбы, качественно превосходило отечественной орудие по остальным параметрам. Также немецкие пушки имели существенно больший ассортимент боеприпасов, включавший три разновидности осколочно-фугасных снарядов, а также бетонобойный, бронебойный и полубронебойный снаряды. В плюс Бр-2 можно занести лишь несколько более мощный осколочно-фугасный снаряд, содержащий на 1 кг больше взрывчатки. Также у немцев имелись (выпуск за 1941-1945 года — 338орудий) мощные 170-мм пушки на мортирном лафете K.18 Mrs.Laf., стреляющие снарядом массой 68 кг на расстояние 29,5 км, при этом по подвижности данные орудия также превосходили Бр-2.

Также представляет интерес сопоставление характеристик Бр-2 с американским тяжёлым 155-мм орудием М1 «Длинный Том». Последнее было разработано как и Бр-2 в середине 1930-х годов, имело ствол длиной в 45 калибров, дульную скорость в 853 м/с. Несмотря на то, что «Длинный Том» уступал Бр-2 в максимальной дальности стрельбы почти на 2 км (23 221 м против 25 км) он же имел массу в походном положении в 13,9 т (в боевом ещё меньше); что было почти на 4,5 тонны легче боевой массы Бр-2. Кроме того, американская пушка монтировалась на колёсном лафете особой конструкции с раздвижными станинами, у которого колёса поднимались при стрельбе, а опорой служила специальная платформа, опускающаяся на грунт. По сравнению с откатывающимся назад при стрельбе гусеничном лафете Бр-2 это позволяло существенно выиграть в точности огня; кроме того сектор горизонтальной наводки составлял 60°. Неразборность, мобильность «Длинного Тома» вместе с наличием мощных тягачей и высокой точностью стрельбы явно ставит Бр-2 в невыгодное положение даже при меньшей дальности стрельбы «Длинного Тома» по сравнению с Бр-2.

Характеристики и свойства боеприпасов[править | править код]

Пушка Бр-2 стреляла только своими собственными, специально для неё разработанными боеприпасами; причём орудия с глубокой и мелкой нарезкой также имели свои собственные невзаимозаменяемые снаряды. Снаряды для орудий с глубокой нарезкой имели один ведущий поясок, а для орудий с мелкой нарезкой – два пояска. Ассортимент снарядов включал осколочно-фугасные и бетонобойные снаряды, не исключено наличие химических, а позднее и специальных (ядерных) боеприпасов, однако достоверная информация по этому поводу отсутствует. Заряды скомпонованы в картузы, всего имеется 3 заряда – полный, №1 и №2, причём на службе состояли «старые» и «новые» заряды, одинаковые по баллистике, но разные по составу полузарядов, пучков, дополнительных пакетов и по массе.

Номенклатура боеприпасов для пушки Бр-2 с глубокой нарезкой ствола.[1]
Тип Обозначение Вес снаряда, кг Вес ВВ, кг Начальная скорость, м/с Дальность табличная, м
Осколочно-фугасные снаряды
Осколочно-фугасный ОФ-551 48,9 6,53 880 25000
Бетонобойные снаряды
Бетонобойный Г-551 49,0 ? ? ?


Номенклатура боеприпасов для пушки Бр-2 с мелкой нарезкой ствола[1]
Тип Обозначение Вес снаряда, кг Вес ВВ, кг Начальная скорость, м/с Дальность табличная, м
Осколочно-фугасные снаряды
Осколочно-фугасный ОФ-550 49,0 7,0 880 27000
Бетонобойные снаряды
Бетонобойный Г-550 49,0 ? ? ?

Где можно увидеть[править | править код]

Орудия Бр-2 на гусеничном лафете находятся в экспозициях Музея Артиллерии и Инженерных войск в Санкт-Петербурге и Центрального музея вооружённых сил в Москве. Самоходная установка СУ-14-1 с Бр-2 экспонируется в Военно-Историческом музее Бронетанковых войск в Кубинке.Севастополь, музей Сапун-гора.

Примечания[править | править код]

  1. а б в г д е ё ж з Широкорад А. Б. Энциклопедия отечественной артиллерии. — Мн.: Харвест, 2000. — 1156 с.
  2. http://www.soldat.ru/doc/mobilization/mob/chapter2_5.html
  3. Иванов А. Артиллерия СССР во Второй Мировой войне. — СПб., Издательский дом «Нева», 2003. — 64 с.
  4. Коломиец М. Свирин М. Курская дуга. — М., Экспринт НВ, 1998. — 80 с. ISBN 5-85729-011-2
  5. Широкорад А.Б. Бог войны Третьего рейха. - М.,ООО Издательство АСТ, 2002. - 576 с.

Источники[править | править код]


  • Широкорад А. Б. Энциклопедия отечественной артиллерии. — Мн.: Харвест, 2000. — 1156 с.: илл. ISBN 985-433-703-0
  • А.Б.Широкорад. Бог войны Третьего рейха. - М.,ООО <Издательство АСТ>, 2002. - 576 с.: 32 л. ил. ISBN 5-17-015302-3
  • Иванов А. Артиллерия СССР во Второй Мировой войне. — СПб., Издательский дом «Нева», 2003. — 64 с. ISBN 5-7654-2731-6

Ссылки[править | править код]


Советская артиллерия Великой Отечественной войны
Противотанковые орудия
37-мм пушка 1-К | 37-мм авиадесантная пушка образца 1944 года | 45-мм пушка обр. 1932 | 45-мм пушка обр. 1937 | 45-мм пушка М-42 | 57-мм пушка ЗиС-2 | 100-мм пушка БС-3
Батальонные и полковые орудия
45-мм батальонная гаубица обр. 1929 | 76-мм пушка обр. 1927 | 76-мм пушка обр. 1943
Горные орудия
76-мм горная пушка обр. 1938
Дивизионные орудия
76-мм пушка обр. 1902/30 | 76-мм пушка обр. 1933 | 76-мм пушка Ф-22 | 76-мм пушка УСВ | 76-мм пушка ЗиС-3 | 107-мм пушка М-60 | 122-мм гаубица обр. 1909/37 | 122-мм гаубица обр. 1910/30 | 122-мм гаубица М-30 | 152-мм мортира обр. 1931 НМ
Корпусные и армейские орудия
107-мм пушка обр. 1910/30 | 122-мм пушка А-19 | 152-мм гаубица обр. 1909/30 | 152-мм гаубица обр. 1910/37 | 152-мм гаубица М-10 | 152-мм гаубица Д-1 | 152-мм пушка обр. 1910/30 | 152-мм пушка обр. 1910/34 | 152-мм гаубица-пушка МЛ-20
Орудия большой и особой мощности
152-мм пушка Бр-2 | 203-мм гаубица обр.1929 | 203-мм гаубица Б-4 | 210-мм пушка Бр-17 | 280-мм мортира обр. 1939 (Бр-5) | 305-мм гаубица Бр-18
Зенитные орудия
25-мм пушка 72-К | 37-мм пушка 61-К | 76-мм пушка обр. 1938 | 85-мм пушка 52-К