Гипотеза справедливого мира

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
Перейти к навигации Перейти к поиску

Гипотеза справедливого мира (вера в справедливый мир, феномен справедливого мира) — сформулированный Мелвином Лернером социально-психологический феномен, выражающийся в вере в то, что мир устроен справедливо, и люди в жизни получают то, что заслуживают в соответствии со своими личными качествами и поступками[1]: хорошие люди награждаются, а плохие — наказываются[2].

Жертвы преступлений или правонарушений часто обвиняются в том, что они своими действиями способствовали совершению противоправных деяний против них. Так, например, задавленная насмерть уважаемая в обществе демонстрантка была обвинена в том, что она сама виновата в своей беде, так как своими действиями нарушала право водителя на передвижение по дорогам[K 1]. Изнасилованная пробравшимся в дом незнакомцем женщина была обвинена в том, что она сама была виновата из-за своих плохих манер или что она выбрала неправильное место для проживания. Лернер в 1966-м году в своей совместной работе с Кэролайн Симмонз[K 2] предположил, что основой тенденции обвинять жертв в случившихся с ними неприятностях является стремление к справедливости. В этой работе учёные наблюдали, что в тех ситуациях, когда окружающие понимают, что могут эффективно скомпенсировать страдания жертвы, они делают это, сочувствуя ей. Но в случае, если было понятно, что жертва продолжит страдать, люди приписывают ей негативные черты. Авторы пришли к выводу, что и ободряющая, и неодобрительная реакция в адрес жертвы вытекает из стремления к справедливости. Они предположили, что людям необходима вера в то, что мир, в котором они живут, является справедливым, и люди в нём получают то, что заслуживают. Продолжающиеся после окончания правонарушения страдания невинной жертвы, которые люди не могут адекватно скомпенсировать, противоречат этой вере, и требуют обоснования. Эта вера влияет на то, как люди реагируют на окружающую их справедливость и несправедливость[3].

Эта гипотеза вызвала дебаты, а для её проверки был произведён ряд исследований, которые были подытожены в обзорной статье Лернера и Миллера «Исследования и процесс атрибутирования справедливого мира: взгляд назад и вперёд» 1978 года[K 3] и книге «Вера в справедливый мир: фундаментальное заблуждение»[K 4] 1980 года.[3]

См. также[править | править код]

Комментарии[править | править код]

  1. Имеется в виду случай, произошедший в Новой Зеландии, получивший значительную известность и подробно анализировавшийся. См. «Sentence for Lyttleton picket line fatality too light - union» // The New Zealand Herald. — 2001. — № June 16., а также Baker, D. «Policing industrial disputation: Lessons from the Lyttleton picket line tragedy» // New Zealand Journal of Industrial Relations. — 2003. — Т. 28.
  2. Lerner, M. J., Simmons, C. H. «Observer’s reaction to the “innocent victim”: Compassion or rejection?» // Journal of Personality and Social Psychology. — 1966. — № 4.Свойство «Ссылка/Издание» типа «Страница» со значением «Journal of Personality and</br>Social Psychology» содержит недопустимые символы или неполно и может привести к неожиданным результатам при семантическом аннотировании или запросе.
  3. Lerner, M. J., Miller, D. T. «Just world research and the attribution process: Looking back and forward» // Psychological Bulletin. — 1978. — Т. 85.
  4. Lerner, M. J. The belief in a just world: A fundamental delusion. — New York: Plenum Press, 1980.о книге.

Примечания[править | править код]

  1. Сергей Степанов «Каждому - по заслугам?» // Школьный психолог. — 2004. — № 25/26 (313/314) / 1-15 июля 2004.
  2. Zick Rubin, Letitia Anne Peplau «Who Believes in a Just World?» // Journal of Social Issues. — 1975. — Т. 31. — № 3.
  3. а б Carolyn L. Hafer, Laurent Be`gue «Experimental Research on Just-World Theory: Problems, Developments, and Future Challenges» // Psychological Bulletin. — 2005. — Т. 131. — № 1.