Дитрих Эккарт

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
Перейти к навигации Перейти к поиску
Дитрих Эккарт

Дитрих Эккарт (нем. Dietrich Eckart; * 23 марта 1868, Ноймаркт — † 26 декабря 1923, Берхтесгаден)[1] — поэт, публицист, один из идеологов национал-социалистической партии.

Официальным членом партии никогда не был.[2]

Биография[править | править код]

Сын баварского юриста. Его мать умерла, когда ему было десять лет. После сдачи экзамена на аттестат зрелости — изучал медицину в университете Эрлангена, но бросил обучение в 1891 году, чтобы работать поэтом, драматургом и журналистом.

В период с 1892 по 1899 гг. занимался в Ноймартке, Лейпциге, Регенсбурге и Берлине журналистикой и литературной работой.

В 1895 году его отец умер, оставив ему значительное состояние, которое Эккарт быстро истратил.

В 1899 году переехал в Берлин, где он написал несколько пьес, часто автобиографических. Однако, несмотря на то, что он стал протеже графа Георга фон Хюльзена-Хеселера, художественного руководителя Королевского театра, он так и не добился успеха в качестве драматического автора. Позже он разработал теорию человека высшего гения, основанную на трудах Ланца фон Либенфельса; он видел себя в традиции Артура Шопенгауэра и Ангелуса Силезского. Эккарт любил и отождествлял себя с «Пер Гюнтом» Генриха Ибсена, но никогда не испытывал особой симпатии к научному методу. Он был оккультистом, интересовался германской мифологией и магией.[3]

В середине 1900 г. стал в Берлине редактором «Берлинер Локальанцайгер», сотрудничал с различными газетами, а также занимался писательской деятельностью.

С 1907 по 1913 год он жил со своим братом Вильгельмом в дачной колонии Новый-Дёбериц близ Берлина.

В 1913 г. в возрасте 45 лет женился на богатой вдове, в 1915 г. переехал в Мюнхен, где в декабре 1916 г. основал антисемитский журнал «Auf Gut Deutsch».[4] Сотрудничал с Фихтебунд.

Активно выступал против революции 1918 года, которую считал инспирированной евреями. Автор поэмы «Jeurjo» (1919), строка из которой — «Германия, проснись!» (нем. Deutschland erwache!)[5] стала одним из главных лозунгов пропаганды НСДАП и была вышита на флаге партии.

Член Общества Туле. В апреле 1919 года вместе с Рудольфом Горслебеном он был арестован коммунистами. Только находчивость Эккарта, проявленная на допросе, избавила обоих от судьбы других заложников Туле.[6]

C октября 1919 года — участник Deutschvölkischen Schutz- und Trutzbund.

В августе 1919 г. вступил в контакт с DAP, основанной Антоном Дрекслером, а также с Готфридом Федером, Бернхардом Кёлером и с 1920 г. оказывал большое влияние на Гитлера, создавая культ Гитлера в своём журнале.[7]

Активно помогал Гитлеру, сопровождая его на митингах, составляя хвалебные статьи в его адрес, стал его советником, предоставляя ему книги, помогал улучшить стиль письма. Эккарт сразу же признал в Гитлере «будущее партии», ввёл его в круг знакомых, среди которых были спосировавшие деятельность партии. Один из близких друзей, бывших с ним на «ты». Гитлер высоко ценил преданность Эккарта, назвав его впоследствии «учителем» и «Полярной звездой»; оценил вклад Эккарта в становление нацистского движения, как «бесценный». По мнению Гитлера, Эккарт был «одним из лучших, кто посвятил жизнь пробуждению нашего народа своим творчеством, помыслами и, своими делами».[8]

В 1921 году через посредничество генерала Риттера фон Эппа, одного из первых военных, перешедших безоговорочно на сторону нацистов, Эккарт предоставил половину денег — 60 тысяч марок — на покупку газеты «Фёлькишер Беобахтер», ставшей официальным органом НСДАП.[9]

В августе 1921 г. стал редактором «Фёлькишер Беобахтер». В 1923 г. написал «Песню штурмовика» (нем. Das Sturmlied), которая стала широко известной в НСДАП. В марте 1923 г. его сменил А.Розенберг.[7]

Автор книги «Большевизм от Моисея до Гитлера» («Bolschewismus von Moses bis Lenin. Zwiegespräch zwischen Adolf Hitler und mir», Мюнхен, 1923),[10] в которой автор вел диалог с воображаемым собеседником, в котором легко узнавался Гитлер. Эккарт описывал открытие, что тайной силой, послужившей «причиной нарушения мирового исторического порядка, являются евреи». По мнению Эккарта, Гитлер стал первым, кто осознал, что исход евреев из Египта произошел «с целью совершить кровавый революционный штурм устоявшегося порядка, а Моисей был не кто иной, как лидер большевизма». Идеи Эккарта Гитлер постоянно использовал в своих выступлениях.[8]

Начиная с 1923 года, Эккарт жестоко преследовался Веймарским правительством рейхспрезидента Фридриха Эберта. Непосредственным основанием для этого стал памфлет «Miesbacher Haberfesttreiben», в котором Эберт был представлен как инструмент в руках евреев. Эккарт не явился на сессию Лейпцигского суда, который состоялся 12 марта 1923 года. В результате было выдано постановление об его аресте. В конце апреля стало ясно, что лейпцигская криминальная полиция серьезно взялась за поиски Эккарта.[11]

В апреле Кристиан Вебер (его партийный номер был 15) вывёз Эккарта к Бруно Бюхнереру, владельцу гостиницы Мориц, позже Платерхоф, — район Берхтесгаден в Оберзальцберге, поскольку Эккарт должен был предстать перед судом в связи с оскорблением рейхспрезидента.[7]

Комната-мемориал Эккарта в Платерхофе[12]

После возвращения в Мюнхен был арестован 13 декабря 1923 г. в связи с предполагаемым участием в «Пивном путче», но 20 декабря по состоянию здоровья был освобождён. Через 6 дней после освобождения умер в гостинице Платерхоф (Оберзальцберге) 26 декабря 1923 г. в возрасте 55 лет от инфаркта.[7] Похоронен 30 декабря[11] на горном кладбище в Берхтесгаден.[13]

Когда в 1938 году началась реставрация и перестройка Платерхофа, все старые сооружения были разобраны, за исключением комнаты Дитриха Эккарта, которой никто не касался. Планировалось перестроить Платерхоф до 150 комнат с 300 кроватями, учитывая и другие необходимые комнаты. Новый Платерхоф должен был расположиться вокруг комнаты Эккарта.[11]

Историки часто называли Эккарта «духовным отцом национал-социализма». Второй том фюрера «Моя борьба» был посвящён Эккарту.

В период правления национал-социалистов на территории Имперского олимпийского стадиона был построен Открытый театр Дитриха Эккарта, который в настоящее время носит название — «Берлинский лесной театр» (нем. Berliner Waldbühne).[14]

«Германия, проснись!»[править | править код]

Стихотворение «Германия, проснись!» («Deutschland, erwache!», 1919), ставшее почти вторым официальным гимном нацистской Германии после «Песни Хорста Весселя»:

Deutschland erwache (Motiv).jpg
Штурм, штурм, штурм!
Звоните колокола от башни к башне!
Звоните так, чтобы сыпались искры,
Пришёл еврей, чтобы рейх завоевать,
Звоните так, чтобы душа изошлась кровью,
Повсюду царят пожары, мученья и мёртвые.
Призывайте к штурму так, чтобы земля вздыбилась
От грохота спасительной мести,
Горе тому народу, который сегодня пребывает в мечтах,
Германия, проснись!
Штурм, штурм, штурм!
Звоните колокола от башни к башне!
Призывайте мужчин, стариков, детей,
Призывайте уснувших покинуть их комнаты,
Призывайте девушек спуститься с лестниц,
Призывайте матерей оставить колыбели.
Они должны греметь и кричать повсюду как ветер,
Как само неистовство, буйствовать в громах мести,
Призывайте мёртвых встать из могил,
Германия, проснись![9]

Стихотворение по сути своей и по духу является перепевом, с прямыми заимствованиями, патриотической лирики Эрнста Морица Арндта и Теодора Кернера времён войны 1812 года. Хотя оно было положено на музыку (сам Гитлер диктовал его текст композитору), однако для массового исполнения это стихотворение как песня не годилось. Нужна была чёткая ритмика, простой текст, который передавал бы основные идеи «движения», как писал Гитлер в «Моей борьбе», в форме «точной, подобной лозунгу краткости… При этом необходимо, чтобы каждый отдельный человек, борющийся за мировоззрение, имел полное представление и точные знания о последних идеях и ходе мыслей фюрера движения».

С чёткой ритмикой у Эккарта были сложности, но то, что его знаменитый призыв «Германия, проснись!» стал главным лозунгом во время побоищ, устраиваемых нацистами на собраниях и митингах своих противников, с лихвой покрывал этот поэтический недостаток. Песня стала гимном СА.[15]

Публикации[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  1. de:Dietrich Eckart
  2. Margarete Runte-Plewnia: Auf dem Weg zu Hitler. Der «völkische» Publizist Dietrich Eckart. Schünemann, Bremen 1970, S. 66.
  3. Mémoires de Guerre. Eckart Dietrich
  4. de:Auf gut deutsch
  5. en:Deutschland erwache
  6. Николас Гудрик-Кларк. Оккультные корни нацизма. Евразия. 244 c. ISBN 5‒85233‒003‒1
  7. а б в г Криста Шрёдер. Я была секретарём Гитлера. М. Вече. 2007 ISBN 978‒5‒9533‒1933‒1
  8. а б Залесский К. А. Кто был кто в Третьем рейхе: Биографический энциклопедический словарь.. — М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2002. 942с. — ISBN 5‒17‒015753‒3 (ООО «Издательство АСТ»); ISBN 5‒271‒05091‒2 (ООО «Издательство Астрель»)
  9. а б Зачевский Б. А. История немецкой литературы времён Третьего рейха (1933−1945). — СПб.: Издательство «Крига», 2014. — 896 с. ISBN 978-5-901805-50-3
  10. Дитрих Эккарт. «Большевизм от Моисея до Ленина»
  11. а б в NS News Bulletin № 107/7-Spring 2001(112). Dietrich Eckart — Poet, Mentor and Martyr
  12. Obersalzberg. Platterhof Hotel
  13. Berchtesgaden
  14. ru:Эккарт, Дитрих
  15. Deutschland erwache // metapedia