Клеменс Клоц

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
Перейти к навигации Перейти к поиску
Клеменс Клоц

Клеменс Клоц (нем. Clemens August Klotz; * 31 мая 1886, Кёльн — † 18 августа 1969, Кёльн)[1] — немецкий архитектор, профессор (1936), член прусской Академии искусства.

Сын книготорговца и владельца Кельнского кукольного театра Hänneschen.[2] Получил образование, работая в ателье архитектора Г.Банда (Кёльн). С 1903 сотрудник инспектора городского планирования Карла Морица.

С 1906 работал в известном архитектурном бюро Lossow & Kühne (Дрезден), затем 1-й проектный архитектор дизайнерского бюро Schilling & Graebner.

В 1910 открыл в Кёльне вместе с Й. Ройсом собственное ателье Klotz & Reuß; работал в этот период в основном в Кёльне.

Во время 1-й мировой войны начал работать в области жилищного строительства: над проектами домов на одну и две семьи и параллельно — над проектами многоэтажных жилых домов, офисных зданий и деловых центров. После окончания войны создал собственное архитектурное ателье, где работал вместе с братом Виктором (17.09.1874 — 1926). В 1920-х гг. представил ряд проектов с учётом местных строительных традиций и современных тенденций в архитектуре.

В 1921—1933 совладелец ателье вместе с Й. Фитом. После прихода к власти нацистов Клоц, который имел тесные отношения с главой Германского трудового фронта Робертом Леем, был назначен уполномоченным архитектором Имперского руководства по строительству учебных зданий НСДАП и DAF.

Среди прочего руководил разработкой масштабных проектов «Силы через радость» Прора (остров Рюген), а также орденских замков (Орденбургов) Фогельзанг и Крёссинзее.

Самой масштабной акцией Немецкого Трудового Фронта стало строительство гигантского оздоровительного комплекса «Силы через радость» — Бад Рюген на побережье Северного моря в 1935‒39 гг. Идею акции предложил Фюрер, приказавший использовать для строительства комплекса один из самых больших и роскошных пляжей Германии и оснастить его продуманной инфраструктурой для бесплатного отдыха 1,5‒2 млн рабочих и служащих ежегодно. Гитлер сказал: «Я хочу, чтобы рабочему был обеспечен здесь полноценный отдых, и чтобы он имел возможность такого отдыха в любое свободное время, а не только во время отпуска. Я желаю этого потому, что только с психически здоровым народом можно вершить по-настоящему великую политику». Оздоровительный комплекс в Рюгене стал первой из запланированных ведомством Лея зон отдыха такого масштаба. Сходные комплексы намечалось возвести в Померании, Восточной Пруссии, Тиммендорфе и в Польше. Автором проекты стал Клеменс Клоц. Центральный объект ансамбля — спальный шестиэтажный комплекс из множества секций, с 10 тыс. окон и сегодня простирается вдоль берега моря более чем на четыре километра («Колосс Проры»). Целиком увидеть дворовый фасад сегодня можно лишь со стороны моря, или с высоты птичьего полета. Крупные строительные фирмы успели за семнадцать месяцев закончить к началу Второй мировой войны целиком это гигантский корпус, театр, кинематограф и один из ресторанов.[3]

Проект приморского курорта на Всемирной выставке в Париже в 1937 году был удостоен Гран-при. Кроме того, через Лея Клоц получил крупные и престижные заказы на проекты Дома немецкого труда и гау-форума в Кёльне.

В 1938/39 на 2-й немецкой выставке архитектуры в Мюнхене представил проект здания Школы Адольфа Гитлера «Вальдбрёль».

В 1944 году Клеменс Клоц был включён в Gottbegnadet-список,[4] в числе наиболее важных архитекторов.

После окончания войны продолжил работать в своей области, однако в отличие от коллег, таких как Вильгельм Крайс или Герман Гислер, особых успехов уже не достиг; его самый известный послевоенный проект — жилое и офисное здание в Кёльне (Ноймаркт, 1b).[5]

Галерея[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  1. de:Clemens Klotz
  2. de:Hänneschen-Theater
  3. Игорь Бестужев. Изобразительное искусство Германии 1933‒1945 гг. Архитектура, скульптура, живопись. Традиции и новаторство
  4. Klotz, Clemens
  5. Константин Залесский. «Элита» Гитлера во Второй Мировой. Кто был кто в Третьем Рейхе