Мягкая сила

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
Перейти к навигации Перейти к поиску

Мя́гкая си́ла (англ. soft power; чаще встречающийся перевод — «мягкая сила», хотя автор этого термина Дж. Най, введший его во второй половине 1980-х годов, имел в виду в первую очередь «мягкую власть») — форма политической власти, предполагающая способность кого-либо добиваться от кого-либо желаемых результатов на основе добровольного участия, симпатии и привлекательности, в отличие от «жёсткой силы», которая подразумевает принуждение.

По словам введшего этот термин американского политолога Джозефа Ная, язык и культура страны — это «мягкая сила», которая играет ключевую роль в международных отношениях, влияя напрямую, или косвенно, на мировую политику и деловые связи.

Здание British Council в Гонконге
«Дядя Сэм — Да, делайте свой выбор». Дядя Сэм предлагает выбор между солдатом или школьным учителем. Журнал Puck, 1901.

Происхождение термина[править | править код]

Термин «мягкая сила» (англ. soft power) впервые ввёл в оборот профессор Гарвардского университета Джозеф Най в своей книге 1990 года Bound to Lead: The Changing Nature of American Power. Впоследствии он развил данное понятие в своей книге 2004 года Soft Power: The Means to Success in World Politics и статье «„Мягкая сила“ и американо-европейские отношения»[1].

Одной из предшественниц концепции «мягкой силы» была концепция «культурно-идеологической гегемонии», которая была разработана итальянским философом Антонио Грамши в 1930-х годах в «Тюремных тетрадях». Она получила широкое распространение в кругах западноевропейских и американских неоконсерваторов[2].

Идея использовать «мягкую силу» для установления своей власти восходит к древнекитайским философам, таким как Лао-цзы, живший в VII веке до н. э.[3]. Ему принадлежит высказывание: «В мире нет предмета, который был бы слабее и нежнее воды, но она может разрушить самый твердый предмет»[4].

В русском языке наиболее распространённым синонимом данного термина является «пряник», в отличие от «кнута», но он не применяется в контексте использования культурных и демократических ценностей для установления власти.

Стоит уточнить, что «мягкая сила» является теоретическим конструктом. Инструментом реализации такой силы на практике является так называемая публичная дипломатия[5].

Примеры[править | править код]

Великобритания[править | править код]

Feather.svg Этот раздел статьи ещё не написан.
Согласно замыслу одного из участников «Традиции», на этом месте должен располагаться отдельный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Китай[править | править код]

С резким развитием Китая в последние десятилетия и усилением его влияния на международной арене китайские руководители ставят на повестку дня вопрос о «мягкой силе» страны. Отмечается, что IV Пленум ЦК КПК 16-го созыва (сентябрь 2004 года) поставил задачу проекции китайской культуры вовне: «Укреплять комплексную силу культуры Китая. Продвигать китайскую культуру, ещё лучше выходить в мир, повышать её международное влияние»[6]. Отмечалось упоминание термина «мягкая сила» в докладе ЦК 17-го съезда КПК[7].

С 2002 года Китай начал создавать за рубежом центры по продвижению китайского языка и культуры, с 2004 года получивших название Институтов Конфуция.

В качестве отдельных мероприятий в контексте проявления Китаем политики «мягкой силы» особо выделяется проведение Олимпийских игр в Пекине в 2008 году[8].

США[править | править код]

Feather.svg Этот раздел статьи ещё не написан.
Согласно замыслу одного из участников «Традиции», на этом месте должен располагаться отдельный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Как отмечал замдиректора Китайской академии общественных наук Ли Шэньмин в Хуаньцю шибао в 2012 году, западный мир во главе с США "по-прежнему безраздельно контролируют средства так называемой мягкой силы, в том числе - определение международных правил, манипулирование общественным сознанием и др."[9]

Россия[править | править код]

Указом президента РФ 21 июня 2007 года был создан фонд «Русский мир».

Существует мнение, что в России доминирует критика «мягкой силы», а не обсуждение возможности её применения на пользу России. С одной стороны, «мягкая сила» воспринимается как «недостойное» (манипулятивное) средство реализации собственных интересов. С другой стороны, становятся невостребованными поиски нормативного объединяющего идеала, способного сформировать ядро «мягкого» потенциала[10].

Термин «мягкая сила» как потенциальное направление внешней политики России стал использоваться в российских официальных кругах с середины 2012 года. Улучшением имиджа России за рубежом призвано заняться Россотрудничество[11].

Турция[править | править код]

Критика[править | править код]

Концепция мягкой силы была подвергнута критике как неэффективная такими авторами, как Нил Фергюсон в предисловии к Colossus. По его мнению, субъекты международных отношений должны реагировать только на два типа стимулов — экономические и военные санкции.

Часто бывает трудно отличить последствия мягкой силы и других факторов. Например, Дженис Маттерн (Janice Bially Mattern) утверждает, что использование Джорджем Бушем фразы «вы с нами или против нас» было применением мягкой силы, так как никакой явной угрозы не подразумевало. Тем не менее, некоторые авторы видят в ней «неявную угрозу», поскольку прямые экономические или военные санкции следуют из фразы «против нас».

См. также[править | править код]

Примечания[править | править код]

  1. "Дж. Най. «Мягкая сила» и американо-европейские отношения". Archived from the original on 2020-09-25. Retrieved 2020-09-21.  Unknown parameter |deadlink= ignored (help)
  2. Дмитриев Т. «Очарование «мягкой силы»: Соединённые Штаты теряют культурно-идеологическое влияние в мире» // Политический журналъ.
  3. Tao De Jing: Moral Intelligence, Chapter 78
  4. Лао-цзы. Дао Дэ Цзин. Litres, 2015. С. 78. Архивная копия от 27 июля 2021 на Wayback Machine
  5. Бахриев Б. Х. Публичная дипломатия в современном исследовательском дискурсе Архивная копия от 27 июля 2021 на Wayback Machine // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия общественных наук. № 1. 2017. С.131-147.
  6. Китинов Б. У. «Китай: религиозно-духовный дискурс цивилизационного ресурса государства» // Мир и политика. — 10.10.2011. Архивировано из первоисточника 10 января 2014.
  7. «Китайские эмигранты и этнические китайцы за рубежом и китайскоязычные СМИ уделяют пристальное внимание созыву 17-го съезда КПК» // Синьхуа/Жэньминь Жибао. — 18.10.2007.
  8. Люй Нинсы «Взоры обращены на Китай после пекинской Олимпиады» // Жэньминь Жибао. — 26.08.2008.
  9. Мир находится на пороге больших перемен и потрясений | 18.01.2022, ИноСМИ
  10. Ваплер В. Я., Гронская Н. Э., Гусев А. С., Коршунов Д. С., Макарычев А. С., Солнцев А. В. «Идея империи и «мягкая сила»: мировой опыт и российские перспективы» // Научный вестник Уральской академии государственной службы: политология, экономика, социология, право. — Екатеринбург: 2010.
  11. С позиции «мягкой силы». Архивная копия от 16 января 2013 на Wayback Machine Газета «Коммерсантъ», № 6 (5037), 16.01.2013.

Литература[править | править код]

на русском языке
на других языках

Шаблон:ВС