Планей

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
Перейти к навигации Перейти к поиску
Planey.png

Планей
Дата основания:
13 марта 1991
Основатель:
Эдуард Евгеньевич Борисов
Расположение:
Москва
Истоки:
Гуманистическая психология
Действует в:
Россия Россия
Отрасль:
Психология
Программы:
Социально-психологическая игра, Тренинг личностного роста

Плане́й (сокращение от планета людей) – группа подростковых и детских школ-студий по изучению психологии, объединённых идеей воспитания Людей Планеты – выпускников, которые могли бы достойно носить это высокое имя. Человек Планеты – это человек, который свои действия прежде всего соизмеряет с пользой для всей Земли, для всего человечества.

История названия[править | править код]

В 1981 году в Москве, недалеко от Театра Ленинского Комсомола, открылся молодёжный клуб культуры общения «Маленький принц». Руководил этим клубом Аркадий Петрович Егидес. Название клуба происходило от названия известной сказки Антуана де Сент-Экзюпери. Суть названия была в том, что тот, кто занимается в этом клубе, якобы чудесным образом преображался в принца. В клубе проводились психологические тренинги, что по тем временам было достаточно новаторским, необычным делом. Интересной чертой клуба было то, что все члены клуба брались в каждом своём действии не только на занятии, но и между ними, следить за правильным с психологической точки зрения поведением. Все члены клуба сидели на занятии в кругу с поразительно прямой спиной, никто никого не перебивал, никто не говорил категорично, никто не говорил «нет», никто никого не обижал. За нарушение с человека брался штраф: копеечка. В этом клубе занимался Козлов Николай Иванович, который через пару лет создал свой собственный клуб психологии, и назвал его «Синтон». Название происходило от малоизвестного психологического термина синтонирование – настраиваться на волну собеседника, входить в резонанс, сливаться интонацией и внутренним состоянием. С 1987 года в Синтоне занимался и вел занятия Эдуард Евгеньевич Борисов. В 1991 году на базе Московского Дворца Пионеров на Ленинских горах Борисов начал самостоятельно вести кружок психологии для подростков. Методики занятий для кружка брались в основном из разработанной Козловым Синтон-программы и адаптировались под подростковый возраст. Первое занятие в этом кружке прошло 13 марта 1991 года. Спустя некоторое время кружок стал смело себя называть «Школа Психологии Планей». Планей – это сокращенно от «Планеты людей». «Планета людей» – так Экзюпери назвал продолжение сказки про маленького принца. С одной стороны, это название перекликалось с именем, данным первооткрывателем этой традиции тренинговой работы. С другой стороны, такое название возвращало исходный смысл названия сказки про принца. Ведь смысл сказки был не в том, что главный герой был супер красив, а в том, что сама по себе его планета – это был его маленький дом, за которым принц ухаживал, и за который принц нёс ответственность.

В полном названии школы также ещё присутствовало слово «практическая», однако спустя некоторое время это прилагательное было ретроспективно удалено основателем в силу неудачности и малой уместности.

Выездные игры[править | править код]

Особенностью школы Планей были выездные социально-психологические игры, которые проводились в дни школьных каникул. Участники выездных игр помещались в сложные физически, психологически и социально условия, где от них требовалось проявление смекалки, воли, силы и прочих, жизненно необходимых качеств. В Планее были разработаны и проводились следующие игры.

Необитаемый остров. Весна 1991 года (первое проведение). Участники игры лишаются всех благ цивилизации и должны выжить в элементарных лесных условиях. Найти пропитание, добыть огонь, приготовить пищу, создать кров, устроить ночлег. Первобытные условия жизни усложняются дополнительно тем, что нужно налаживать отношения с соседними не менее дикими племенами. Кроме этого, жизнь усложняется ещё дополнительными испытаниями, которые создают руководители игры.

Обращение к миру. Лето 1992 года. Место выезда превращается в съемочную площадку. Всем ставится задача: снять хороший фильм. Все участники делятся на профессионалов кино: режиссеры, операторы, сценаристы, актёры, звукорежиссеры, поэты, композиторы, певцы, декораторы, гримёры, осветители, каскадёры, монтажники, продюсеры, организаторы, менеджеры и так далее. Нехватка опыта и времени компенсируется массовостью и энтузиазмом.

Планета людей. Весна 1993 года. Близится конец света и человечество должно погибнуть. Для того, чтобы найти иную разумную цивилизацию и сообщить, что нашему человечеству грозит опасность, готовится небольшая группа людей. Эта группа отправится в необъятные просторы космоса для того, чтобы найти более разумную цивилизацию и попросить ее о помощи. Это экипаж межзвездного корабля Посланников. Вторая группа также покинет Землю, но уже навсегда. Экипаж второго корабля отправится на далекую, пригодную для жизни планету, в созвездии Калаг, для того, чтобы дать начало новой цивилизации Людей. Это команда Поселенцев. Третья группа останется на Земле и будет делать для Земли то, что может. Это команда Поддержки. "Сидящие в зале – это лучшие люди Земли, прибывшие в Центр подготовки полетов. Собрались мы для разработки программы полета и для окончательного попадания в экипажи межзвездных кораблей. С этого момента начинается игровое время, а реальное время останавливается. Сдайте, пожалуйста, все свои телефоны и часы" ...

Игра в игре. Весна 1994 года. Можно играть до упаду во всё, что ты захочешь. Однако имей ввиду, что любое незначительное на первый взгляд действие может обернуться серьезным событием, проблемой, а любой героический подвиг, сильный по-настоящему поступок может превратиться в банальный фарс.

Рефлексивная игра. Осень 1993 года. Мыслительная игра в основном для лидеров и педагогов школы. Фиксация и анализ проблем школы. Обсуждение идей дальнейшего развития школы. Модельная апробация идей решения проблем и идей на будущее. Педагогический тренинг.

Муравейник. Лето 1994 года. Спортивно-туристическая игра.

Руководители[править | править код]

1991‒1994 – Борисов Эдуард Евгеньевич. С октября 1994 года, в связи с уходом Борисова в монашество, школа существовала без общего руководителя, в виде нескольких самостоятельных кружков психологии.

1996‒2002 – Орлов Андрей Игоревич. В 1996 году для возобновления деятельности школы в её прежнем формате был приглашен во Дворец выпускник школы Планей Орлов Андрей. В 2002 году Орлов был вынужден оставить работу во Дворце из-за трений с администрацией. После ухода Орлова во Дворце реализовывались различные программы по психологии, в какой-то степени заимствующие опыт школы Планей, однако эти программы уже не имели какого-либо объединения под подобную единую идею.

Право на использование имени «Планей»[править | править код]

Имя «Планей» имеет право использовать любой, кому интересна идея воспитания Людей планеты. Всякий, кто пытается ограничить иных лиц в использовании этого имени, автоматически лишается права на это имя. Поэтому любая регистрация авторского права на данное имя в качестве бренда или чего-либо подобного категорически запрещается.

Методологическая составляющая[править | править код]

С советских времён в центральном Дворце Пионеров существовал Методический отдел по пионерской работе. С перестройкой и закрытием пионерского движения этот отдел был переименован в отдел Социального творчества. В рамках этого отдела был создан Центр Социального творчества, объединяющий различные кружки социальной тематики. В 1990 году, ради понимания социокультурного заказа на деятельность этого отдела, во Дворец были приглашены методологи Баранов и Сазонов, которыми была проведена организационно-деятельностная игра. Одним из желаний, которое появилось у руководства Дворца в результате этой игры, было открытие кружка, в котором можно бы было обучать подобной игротехнике, подобной методологии. Руководители игры порекомендовали Дворцу для этой задачи Борисова Эдуарда, студента психфака, который как раз уже имел опыт проведения подобных игр, и опыт ведения занятий по психологии.

Однако, с началом работы во Дворце, предмет работы Борисова сразу сполз в область психологии. Первоначально Борисов намеревался преподавать методологию и игротехнику в рамках школы психологии. И именно с этим ориентиром в школе психологии как раз и появились выездные социально-психологические игры. Однако, на этих выездных играх постоянно происходила одна непредвиденная вещь. Когда по плану начиналось время того самого коллективного мышления, дети становились пассивными, скучали, смотрели в рот руководителю и не проявляли мыслительной активности. В конечном итоге от такого «коллективного мышления» приходилось отказываться. Получилось, что тот первоначальный социальный заказ на игротехников-методологов, который был предъявлен в 1990 году, так и не был выполнен.

Предположительно, причина такой неудачи была не только в сложности процесса мышления самого по себе, и не только в недостаточной методической проработке данного аспекта в сценарии игр, но еще и в контингенте: не из тех детей пытались лепить мыслителей. То есть, изначально, неправильно было сформулировано название кружка (школы). При наборе в кружок надо было сразу объявлять набор детей-мыслителей. То есть, еще при записи в кружок дать детям понять, с той или иной степенью доступности, кого готовят в этом кружке, чему обучают. Дополнительно к этому правильно детей отфильтровывать. Набирать детей, склонных к напряженной мыслительной деятельности. Например, при записи тестировать. Например, дать задание прочитать методологическую схему. Предоставить время на самостоятельную подготовку. Можно на подготовку дать неограниченное время. Обратить внимание на то, с каким интересом ребенок будет выполнять это задание. Более правильное название такого кружка было бы: «Кружок методологии мышления». Название «философский кружок» было бы неудачным. Как показывает опыт, при названии «философский кружок» приходят люди, любящие порассуждать на пространные темы, лишь бы при этом не сильно напрягаться, а еще лучше вообще ничего не делать. Настоящие игротехники или методологи мышления из них не выходят.



Литература[править | править код]


См. также[править | править код]