Попасная

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
Перейти к навигации Перейти к поиску
Попасная
укр.Ссылка на украинский язык не подразумевает признания его существования в качестве отдельного естественного языка. Она также может указывать на особенности фонетики и лексики малороссийских говоров или на украинский язык в качестве искусственного. Попасна
Город
Герб
Герб
Страна Украина
Городской голова Онищенко Юрий Иванович
Основан 1878
Прежние названия им. Л. М. Кагановича (1938 - 1943)
Город с 1938
Площадь 28,79 км²
Население 22 211[1] человек 
Часовой пояс UTC+2
Телефонный код 6474
Почтовый индекс 93309
КОАТУУ 4423810100
Сайт Официальный сайт

Попа́сная (укр.Ссылка на украинский язык не подразумевает признания его существования в качестве отдельного естественного языка. Она также может указывать на особенности фонетики и лексики малороссийских говоров или на украинский язык в качестве искусственного. Попасна) — город районного значения в Луганской области Украины, административный центр Попаснянского района. Крупный железнодорожный узел.

Древнейшие поселения[править | править код]

Из археологических источников известно, что около трех с половиной тысяч лет назад всего в нескольких километрах от города Попасная, около озера Картамыш, проживали люди, занимавшиеся добычей и выплавкой меди, из которой изготавливали оружие и домашнюю утварь. Изделия, изготовленные из меди, найденной в Картамыше, находят на Кавказе и на Урале. Это одно из самых древних месторождение меди в Европе. Об этом свидетельствует Анатолий Пряхин, академик РАН, участник археологических раскопок на озере Картамыш.

«Могу смело утверждать, что здесь мы имеем дело с неповторимым пространством, имеющим колоссальное значение для науки. Речь идет о массовых поселениях. В это время, заметим, на более южных территориях существовали земледельческие цивилизации Древнего Египта, Древнего Вавилона, Древней Индии. А здесь - скотоводческий степной-лесостепной вариант развития. Причем с зачатками письменности, социально-кастовой структуры, с военной аристократией, с развитой металлургией и металлообработкой, с ремесленным уровнем производства, с колоссальными связями на огромных пространствах, с очень развитыми мировоззренческими моделями. Кстати сказать, завязанными на Космос. Я хочу подчеркнуть мысль, что мы находимся как бы у истоков принципиально нового осознания всех вот этих Евразийских степных и лесостепных пространств времен древних цивилизаций Востока».

На территории и в окрестностях города располагаются курганы, принадлежащие различным культурам – от медного века до половецких и татаро-монгольских захоронений. В микрорайоне ВРЗ в 50-х годах XX века группой краеведов под руководством С.П. Иофе был раскопан курган, в котором были обнаружен останки человека, который жил более трех тысяч лет назад. Его останки находятся в Попаснянском районном музее. В книге «Тайны степных курганов» авторов И. А. Писларий. (руководитель раскопок ряда курганов в районе попаснянского аэродрома в 60-х годах), А. П. Филатова, читаем:

На территории города (Попасная) раскопаны курганные погребения эпохи бронзы (III—I тысячелетия до нашей эры), в окрестностях найдено несколько половецких каменных изваяний XI—XIII в. нашей эры

— И.А. Писларий, А.П. Филатов. «Тайны степных курганов»

О том, кто жил на данной территории следующие тысячелетия история умалчивает и жил ли тут кто-нибудь вообще, слишком опасное место – достоверных фактов нет. Согласно общеисторическим данным, наш край был транспортным коридором, по которому из Азии в Европу проходили армии кочевников, которые проходя, старались захватить добычу, уничтожая все на своем пути. Своим считали Донецкий край сарматы и скифы, печенеги, половцы и монголо-татары. Проходили целые народы в поисках лучших мест для жизни, например болгары и венгры. Последние пришли с Урала, остановились лет на сто в верховьях Северского Донца и пошли дальше к озеру Балатон. По нашим степям проезжал персидский царь Дарий, пытавшийся поработить скифов, да так и ушел ни с чем. В XIV веке войска Тамерлана прошли здесь в погоне за монгольским Тохтамышем, который между прочим жег Москву.

Сотни, если не тысячи лет здесь проходили границы которые объединяли и разъединяли народы, культуры и религии. Здесь сходились интересы Большой Орды и Крымского ханства, здесь проходила граница Великого княжества Литовского и Крымского ханства, здесь же граничили земли донских и запорожских казаков. Начиная с XVI века, серьезное внимание этим землям начинает уделять быстро растущее Московское царство. Османская империя и её вассал Крымское ханство были категорически против и все делали, чтобы здесь никто не селился. Вследствие этого, край так и назывался Диким полем.

Происхождение названия[править | править код]

Версия первая[править | править код]

«Вокруг Поповой балки были хорошие пастбища и люди пасли скот, отсюда и название Попасная» .

Через нашу местность проходил один из «чумацких шляхов», именно в месте расположения города была их постоянная стоянка. Чумаки, останавливаясь на отдых, выпасали свой скот, то есть здесь был их «попас».

Является фактом, что до начала ХХ века в д. Надеждина (нынешнее село Калино-Попасная в черте города Попасная) находилась почтовая станция, возникшая в конце XVIII века на месте стоянки чумаков, которая носила название «Попова балка». Однако, как показывают источники, пастбища здесь были посредственные и малопривлекательные. Из «Описи г. Бахмута и его уезда со всеми лежащими в них дачами со внесением экономических приложений» за 1795-1802 годы о деревне Надеждина сказано:

«На правой стороне буерака Попасного… земля чернозем и глинистая, хлеб родится средственный, травы тож, лес дровяной…».

Версия вторая[править | править код]

Интересный факт находим в описании нашего края: «Съ 1600 года черезъ мѣстность нынѣшнихъ селъ Чернухино и Краснаго-Кута пролегалъ „секретный казацкій шляхъ" изъ Сѣчи Запорожской на Донъ и Кагальникъ; при рѣчкѣ Чернухино и Поповомъ-Яру была одна изъ главныхъ попутныхъ станцій съ запасами продовольствія для проходящихъ казаковъ; здѣсь-же по распоряженію Коша Запорожскаго находилась икона святителя Николая Чудотворца и при ней священникъ».

Поповый яр, согласно карт данной местности – это балка, простирающаяся между нынешними селами Калино-Попасной и Троицким, тогда этих поселений не было. Поскольку здесь проживал священник, балку получила название «Поповый яр». Во второй половине XVIII века земля, на которой находится Калино-Попасное, принадлежала секретарю Бахмутской провинциальной канцелярии Розпопову. Фамилию Розпопов (Распопов) в России давали священникам после лишения их сана, расстрига - бывший священник. Был бывшим «попом» именно указанный секретарь или кто-то из его предков - достоверно не известно, возможно он был потомком того первого священника жившего в этих местах.

Образование населенного пункта[править | править код]

Согласно исторических документов 1795 года, «Пустошь Попасная» купил у секретаря Бахмутской уездной канцелярии Розпопова для своей дочери серб, офицер Бахмутского гусарского полка Авраам Рашкович. Им были куплены также крестьяне - 62 человека, которые были размещены в 11 дворах. В 1795 году поселение было названо «Надеждина». Деревню в качестве приданого он подарил своей дочери Анне, вышедшей замуж за майора Шахова. На план-карте 1797 года обозначено, что земли, почти 15 тысяч десятин, от села Николаевка до села Троицкого принадлежат помещице Марие Ивановне Депрерадович, вдове генерал-майора Родиона (Райко) Депрерадовича, в эти земли входят земли, на которой расположен сегодня город.Это первая карта на которой появилась деревня Надеждина, она же Калино-Попасная, то есть часть нашего города. В этом году у помещицы, майорши Анны Аврамовны Шаховой (Рашкович), владелицы Надеждина, насчитывалось 1500 десятин земли и уже 96 крепостных.

В начале XIX века Виктор Депрерадович, скорее всего внук Родиона Депрерадовича, основал деревню Викторовку, его брат Василий - деревню Васильевку. Кто конкретно из Депрерадовичей основал деревню Кленовую, достоверно не известно, однако на некоторых картах вплоть до середины XIX века она еще обозначена как «Торговое поселение Депрерадовича». Карта, на которой обозначена деревня Кленовая к югу от деревни Привольная (нынешняя Камышеваха), датирована 1823 годом. Сегодня о деревне Кленовой напоминает только название автобусной остановки по улице Ленина и местности вокруг, где до сих пор сохранилось несколько домов постройки XIX века. В книге «По Екатеринославской железной дороге» за 1890 год, читаем:

«Станция получила свое название от хутора Попасного (он же д. Калиновка, при 60 усадьбах около 500 душ населения находящегося верстах в 3-х к юго-западу от станции, при соединении Краматорской ветки с линией Попасная-Никитовка … От ст.Попасная линия идет на юго-запад. Делая на протяжении 1 версты крутой поворот,направляется на север, встречает на свое пути д. Калиновую, лежащую у верховья балки, того же имени, довольно населенную (1200 ч. жителей, при 150 усадьбах) и на 9-й версте приходит к ст. Камышеваха».

Данный факт подтверждает, что именно селение Кленовое (Калиновое) дало жизнь станции Попасная, а название взято от хутора Попасного, он же деревня Калиновая, он же Надеждина, он же – нынешняя Калино-Попасная.

История Попасной, как населенного пункта, начинается в далёких 1850 годах. Именно тогда начинается строительство железной дороги, была создана станция Попасная, а при ней - посёлок железнодорожников. В середине 1878 года создано Попаснянское отделение Екатерининской железной дороги дороги, 1 декабря 1878 года создано паровозное (нынешнее локомотивное) депо, а по новой железной дороге пошли поезда из Попасной в сторону Дебальцево и Краматорска. Примерно в те же годы, был построен первый железнодорожный вокзал.

Исчез отец Федор. Завертела его нелегкая. Говорят, что видели его на станции Попасная, Донецких дорог. Бежал он по перрону с чайником кипятку...

— И.Ильф, Е.Петров «Двенадцать стульев»

К 1902 году началась служба в Свято-Николаевской церкви, сначала деревянной постройки. В 1903 году численность населения в поселке Попасная насчитывалась 3735 человек.

В документах «Землеустроительной Комиссии Екатеринославской губернии за 1908 год количества крестьянских дворов в Бахмутском и Словяносербских уездах» в деревне Калиновой (Попасная) насчитывалось 687 жителей на 86 дворов, а в деревне Калиновая 2 (Клиновое) - 2028 жителей на 213 дворов. В данной описи отсутствуют данные о поселке при станции Попасная, поскольку здесь проживали не крестьяне, а железнодорожники, не имевшие земельных наделов. В то же время из других источников известно, что в это время в поселке проживало около 5 тысяч человек.

22 мая 1909 г. началась служба в новом каменном Свято-Николаевском храме, построенном на средства прихожан жителей деревень Кленовой, Калино-Попасной, Рубашкиной, близлежащих хуторов и железнодорожников станции Попасная.

Уже к 1910 году Попасная становится большим железнодорожным узлом сообщения. В последующие годы, с 1912 по 1916, были построены крупные промышленные предприятия: первая паровая мельница, два завода силикатного кирпича "М.С. Брука и К", фабрика туалетного мыла "И.И. Тевса" и алебастровый завод Косича и Богомолова. Параллельно с промышленностью, строится школа, работает фотоателье "Рембранд" И.И. Будыхина, кинотеатр "Синема". С конца XIX века при станции Попасная работал врачебный участок, состоящий из 9 врачей и фельдшеров. В 1915 году начал выпускать свою продукцию хлебозавод, а весной 1917 года заработал эвакуированный из фронтовой Волыни стекольный завод, выпускающий ламповое стекло и аптекарскую посуду.

Годы революции и гражданской войны[править | править код]

Экономический кризис 1901-1903 гг. в промышленности Российской империи тяжело отразился на положении горняков Донбасса. Это привело к волнениям среди пролетариата, созданию подпольных революционных партий и групп. На станции Попасная в 1904 году из числа рабочих паровозного депо создана социал-демократическая группа, в частности, организовавшая 8-17 декабря 1905 года забастовку протеста против событий Кровавого воскресенья в Петербурге, в результате которой 15 организаторов стачечного комитета, членов СДРП были высланы на поселение. Стачки и волнения повторялись в посёлке и на станции в 1906 и 1909 годах.

В результате Февральской революции 4 марта 1917 года в посёлке был избран и приступил к работе Попаснянский поселковый совет. В августе 1917 года официально оформилась большевистская ячейка во главе с И.Ф. Дубровым. Как следствие Октябрьской революции, власть в Попасной в октябре-начале ноября 1917 года взяли большевики, был создан Красногвардейский отряд из 17 железнодорожников под руководством Александра Романова, секретарь - П.П. Ярошенко.

Для решения продовольственного вопроса по инициативе рабочих железнодорожных предприятий на конфискованных землях помещицы Цехановецкой 17 января 1918 г. была создана одна из первых в Донбассе сельскохозяйственная артель «Муравейник № 1». На оставшихся предприятиях был введен рабочий контроль.

После подписания Брест-Литовского сепаратного мирного договора, Германия ввела войска на территорию Украины. В сражениях апреля 1918 года немецкая армия и части гайдамаков генерала Скоропадского оттеснили войска РККА, и к 24 апреля 1918 года, после ожесточённых боёв у станций Нырково и Попасная, оккупировали посёлок и станцию. В условиях оккупации деятельность советов была прекращена, поселок был подчинен военному коменданту с военно-полевым судом, в Германию вывозились скот, хлеб и уголь. 15 июля 1918 года началась всеобщая забастовка железнодорожников Украины, к 20 июля полностью прекратилось движение поездов по всей Екатерининской железной дороге. Попаснянский узел бездействовал 20 дней, после чего под угрозой расправы возобновил работу.

После свежения гетьмана Скоропадского Директорией и приходом к власти Петлюры австро-германские войска в ноябре 1918 года были разоружены и отправлены на родину. На линии Бахмут - Попасная - Славяносербск располагался 3-й Гайдамацкий полк атамана Емельяна Волоха. В Попасной до середины декабря находился курень командира Борули, известного расстрелом 8 гайдамаков-подпольщиков, готовивших свержение власти. После ухода частей Директории, оказавшейся между трёх огней (с юга - махновцы, с севера - части Красной Армии, с востока наступали войска генерала А. Деникина), власть на станции перешла к подпольной организации, был организован революционный комитет во главе с Семёном (И.Н. Поповым), сформирован партизанский отряд.

В период февраля-мая 1919 года на линии Никитовка - Луганск шли ожесточенные бои, результатом которых явилось продвижение Добровольческой армии на Харьков. 2 июня 1919 года в километре от посёлка произошло сражение бронепоезда "Углекоп" с танками армии Шкуро и бронепоездом "Генерал Корнилов". 4-5 июля деникинцы захватили станцию. Были возвращены дореволюционные порядки, учреждена полицейская управа, производились массовые аресты и расправы. После продолжительных сражений в ходе Донбасской наступательной операции РККА в конце декабря 1919 года Первая Конная армия командарма С.М. Будённого выбила кубанский казачий корпус генерал-лейтенанта Улагая из Донбасса. 27 декабря 1919 года 12-я стрелковая дивизия при поддержке двух бронепоездов заняла посёлок, в тот же день в Попасную прибыл полевой штаб Первой Конной армии.

26 декабря 1919 года 12-я стрелковая дивизия 8-й армии подошла к Попасной. В трех километрах от станции броневикам Первой Конной преградили продвижение вперед завалы и разобранные деникинцами пути. На помощь будённовцам пришли жители поселка Попасная: они начали разбирать нагромождения. В стане врага разразилась паника.

Этим воспользовались попаснянские железнодорожники, прицепили к маневровому паровозу ремонтную «летучку» и на большой скорости промчались мимо вокзала, где еще находились белогвардейцы, навстречу советским броневым крепостям. Пути быстро отремонтировали. 27 декабря 12-я стрелковая дивизия при поддержке двух бронепоездов заняла Попасную. Командир Первой Конной С. М. Буденный горячо поблагодарил попаснянских патриотов за смелость и находчивость. Через несколько часов после освобождения в Попасную прибыл полевой штаб Первой Конной. В тот же день, 27 декабря, С. М. Буденный подписал здесь приказ о разгроме деникинцев в районе железнодорожных узлов Дебальцево и Иловайск. Наступлением на станцию Дебальцево с бронепоезда руководил лично командарм С.М. Буденный

— Д.К. Алдакимов, К.Х. Клименко. Попасная. Путеводитель. Донецк, "Донбасс", 1981

В декабре 1919 года в Попасной окончательно установилась Советская власть.

Город Попасная[править | править код]

В конце 1930-х годов городу Попасная был официально присвоен статус города, получившего в 1938 году новое имя — Имени Л. М. Кагановича.

18 ноября 1941 года советские органы и войска оставили город, оккупирован германскими войсками.[2], [3]

3 сентября 1943 года освобождён от гитлеровских германских войск советскими войсками Юго-Западного фронта в ходе Донбасской операции:[2]

В период Великой Отечественной войны городу были причинены значительные разрушения. Жители, после освобождения их города от немецко-фашистских захватчиков, ценой огромных усилий отстроили город. В послевоенный период в городе Попасная появляются: швейная фабрика, завод по переработке молока, завод продуктовых товаров, хлебопекарный комбинат.

В 1943 году восстановлено первоначальное название.

Сейчас, город Попасная - это крупный железнодорожный и промышленный узел Луганской области, который сейчас переживает затяжной кризис начавшийся в 90-х ХХ в. Более 100 тысяч тонн в сутки - таков был оборот грузов, проходящих через станцию Попасная. Более половины от общего количества грузов - составляет уголь, добываемый на шахтах Донбасса. Каждый день, попаснянская грузовая станция принимала и отправляла тысячи железнодорожных вагонов с грузом. На сегодняшний день через город проходит всего несколько ниток грузовых поездов

Не менее значительными, являлись и пассажирские перевозки через г. Попасная. Со станции отправлялись поезда в различные города Украины и страны СНГ. Сейчас по ст. Попасная имеют остановку 5-6 пассажирских поездов и около десятка пригородных дизель-поездов.

Вооружённый конфликт на востоке Украины (2014)[править | править код]

Во время вооружённого конфликта город получил разрушения, в частности рухнула часть стеллы при въезде в город. По состоянию на август 2015 года город находится под контролем ВСУ. Razrushennaja stela-1.jpg

Население[править | править код]

Численность населения города на начало 2011 года составляет — 22 211 человек. Этнический состав - более 50% русских, чуть более 40 % - украинцев и остальные малочисленные национальности и народности.

Экономика[править | править код]

Заводы: вагоноремонтный, стекольный; швейная фабрика, молокозавод. Экономика города преимущественно ориентирована на железнодорожный транспорт и угольную промышленность.

Попаснянский вагоноремонтный завод[5] производит ремонт следующих типов вагонов - 4-осный полувагон, хоппер-цементовоз, хоппер-зерновоз, 8-осная цистерна. Попаснянский стеклозавод - был ведущим на Украине производителем высокохудожественных изделий из стекла. Предприятие по производству высокохудожественных стеклоизделий из цветного, молочного и прозрачного стекла методом выдувания, прессования, а также ручным изготовлением. В ассортимент изделий входило: вазы, сувенирные изделия, салатники, пепельницы, рассеиватели бытового и промышленного назначения, бутылки. В настоящее время он обанкротился и не работает.

Попаснянское локомотивное и вагонное депо - самое крупное депо в Луганской области. Обслуживает грузовые и пассажирские перевозки в Луганской и Донецкой областях.

Города-побратимы[править | править код]

Примечания[править | править код]

  1. Государственный комитет статистики Украины. Сборник: Численность наличного населения Украины на 1 января 2011. Киев 2011. Ответственная за выпуск Тимошенко Г.В. (doc)
  2. а б Справочник «Освобождение городов: Справочник по освобождению городов в период Великой Отечественной войны 1941-1945». М. Л. Дударенко, Ю. Г. Перечнев, В. Т. Елисеев и др. М.: Воениздат, 1985. 598 с.
  3. Исаев А.В. От Дубно до Ростова. — М.: АСТ; Транзиткнига, 2004.
  4. Сайт РККА. http://rkka.ru.
  5. ВРЗ (Вагоноремонтный завод)

Литература[править | править код]

  • Краснознамённый Киевский. Очерки истории Краснознамённого Киевского военного округа (1919-1979). Издание второе, исправленное и дополненное. Киев, издательство политической литературы Украины, 1979.
  • Военный энциклопедический словарь. М., Военное издательство, 1984.
  • Справочник «Освобождение городов: Справочник по освобождению городов в период Великой Отечественной войны 1941-1945». М. Л. Дударенко, Ю. Г. Перечнев, В. Т. Елисеев и др. М.: Воениздат, 1985. 598 с.
  • Исаев А.В. От Дубно до Ростова. — М.: АСТ; Транзиткнига, 2004.

Ссылки[править | править код]

Шаблон:Попаснянский район

Луганская область Герб Луганской области