Предпринимательские организации Российской империи

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
Перейти к навигации Перейти к поиску

Предпринимательские организации — объединения лиц, занимавшихся предпринимательской деятельностью, с целью представительства и защиты своих интересов перед государством и обществом. Первоначально имели в России очень ограниченный круг прав и обязанностей, занимаясь рассмотрением тех или иных конкретных вопросов (купеческие и биржевые общества, различные полу-правительственные советы и комиссии, ярмарочные комитеты и т. д.). Наряду с ними во 2-й половине XIX в. стали появляться отраслевые союзы предпринимателей (советы съездов) и разного рода торгово-промышленные общества.

В 1866 было учреждено Русское техническое общество, призванное содействовать промышленному прогрессу в стране.

В 1867 году возникло Общество содействия развитию русской промышленности и торговли, получившее право заявлять правительству о проблемах частного предпринимательства и способах их разрешения. В 1880—90-х значительно возросло число организаций, возникли новые виды объединений, активизировалась их деятельность (особенно в сфере тяжелой промышленности).

С 1873 созывались съезды горнопромышленников Юга России.

В 1885 состоялся первый съезд железозаводчиков, по инициативе которого в 1887 была учреждена Постоянная совещательная контора железозаводчиков.

В конце XIX в. возникают предпринимательские организации нового типа — порайонные общества заводчиков и фабрикантов. Первым из них стало образованное в 1897 Петербургское общество для содействия улучшению и развитию фабрично-заводской промышленности, в 1906 преобразованное в Петербургское общество заводчиков и фабрикантов. С их созданием произошло разделение функций предпринимательских объединений. Если съезды промышленников выражали интересы тех или иных отраслей экономики, то общества заводчиков и фабрикантов главное внимание уделяли проблемам взаимоотношений между трудом и капиталом, являясь, по существу, территориальными союзами работодателей. Общим для тех и других организаций было то, что они занимались также вопросами непосредственной экономической деятельности (например, определением условий производства и сбыта продукции), что было формально запрещено в России.

В начале XX в. насчитывалось около 150 представительных организаций предпринимателей. В их число входили 15 комитетов торговли и мануфактур, а также 3 купеческие управы, игравшие роль полу-правительственных совещательных органов и в силу этого не обладавшие сколько-нибудь значительным весом в деловых кругах. Прочие организации были действительно предпринимательскими (территориальные и отраслевые). К первым относилась наиболее многочисленная группа биржевых обществ (85), а также общества заводчиков отдельных районов. Среди вторых были съезды промышленников и торговцев (27) с постоянно действующими советами. Ведущей представительной организацией отечественных предпринимателей стал совет съездов представителей промышленности и торговли.

Возникновение всех этих объединений диктовалось потребностями экономической жизни России, потенциально содействуя укреплению социально-экономической и политической стабильности в стране. Однако незавершенность этого процесса к 1917 обернулась организационной и идейной слабостью предпринимателей, их неспособностью противостоять росту экстремистских настроений в обществе и последовавшим затем политическим потрясениям в стране.[1]

Ссылки[править | править код]

  1. М. Н. Барышников. Деловой мир России. Издательство «Искусство—СПБ», 1998 г. ISBN 5-210-01503-3