Финикиефобия

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
Перейти к навигации Перейти к поиску

Финикиефобия (Phoeniciaphobia) — враждебное отношение к финикийцам.

Общие сведения[править | править код]

Гомер, наряду с похвалой изделий финикийского труда, тем не менее изображает финикийцев алчными и вероломными людьми («финикиец коварный и лживый», «финикийцы, народ плутоватый»).

Геродот, вслед за Гомером, обвинял финикийцев в совращении или похищении жительниц Греции.

Завоевание израильтянами Ханаана сопровождалось нередко резнёй, и иудейская религия, конкурировавшая со старыми культами Баала и Астарты, рисовала хананеев распутными язычниками. Вслед за Библией это повторяли отцы церкви, а затем и последующие историки, в результате чего сложился образ финикийцев как служителей оргиастических культов, храмовой проституции и человеческих жертвоприношений. Лишь относительно недавно, фактически с конца 20 века, историки стали более критично относится к данному мнению. Изучение тофетов в Карфагене опровергло мнение о жертвоприношениях детей.

Греки, а затем и римляне по причине частых войн с финикийцами, изображали их в чёрных красках. Римляне даже придумали термин «пуническое вероломство» (пунийцы — римское наименование финикийцев, карфагенян). Но правда заключается в том, что Пунические войны развязал Рим, а именно римляне уничтожили и истребили Карфаген, как ранее Александр Македонский уничтожил Тир, столицу Финикии.

Мало было разрушить Тир, так греки ещё пустили молву, что якобы жители Тира, убитые Александром, были потомками рабов: будто бы когда-то рабы в Тире восстали, перебили всех мужчин, женились на тирийских женщинах, и вот потомков этих-то рабов Александр и распинал на крестах после взятия города.

Плутарх был такого мнения о финикийцах:

Aquote1.png Это грубый и жестокий народ, покорный своим правителям и деспотичный по отношению к покоренным народам, жалкий в страхе, свирепый в гневе, непоколебимый в решениях, не обладающий веселостью нрава и не ведающий доброты. Aquote2.png

Аналогичного мнения был и Аппиан Александрийский:

Aquote1.png Во времена процветания карфагеняне жестоки и высокомерны, но в несчастье они смиренны. Aquote2.png

Причины неприязни к финикийцам греческих авторов объясняется конкуренцией этих двух народов. И те и другие активно торговали, основывали колонии и т. п. Финикийские и греческие товары также конкурировали друг с другом.

Физическое истребление греками и римлянами финикийцев в Карфагене и Тире, а затем их последующая арабизация привели к исчезновению этого народа. Исчезновение финикийцев совпало с началом тёмных веков, небывалой умственной деградации, длившейся многие века.

Ренессанс финикиефобии начался в конце 19 века в связи с появлением расовой теории. Европейские учёные стремились показать, что цивилизация возникла в Европе — в Греции, а не была привнесена туда из Ханаана, Междуречья (Вавилонии) и Египта.

Немецкий учёный Э. Целлер (1814—1908) пытался доказывать греческое происхождение Фалеса, который был финикийцем. Другой немецкий учёный Г. Дильс опубликовал в 1889 году статью «Thales ein Semite?», в которой обосновывал несемитское происхождение Фалеса.

Аналогично замалчивается или опровергается финикийское происхождение и многих других учёных, начиная от Пифагора и заканчивая Евклидом.

Невозможность опровергнуть финикийский вклад в цивилизацию, главным образом изобретение ими алфавита, заставляют даже некоторых авторов объявлять финикийцев арийцами, хотя уже сам язык финикийцев безусловно семитский. Европейцами были объявлены и народы моря, которые в действительности судя по языку и именами и проживанию в Ханаане (на территории современного Израиля) также были семитами, хананеями, как и финикийцы.