Франсуа Леидо

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
Перейти к навигации Перейти к поиску
Франсуа Леидо (в центре)

Франсуа Леидо (франц. François Lehideux; 30 января 1904, Париж — 21 июня 1998, Париж)[1] — французский политик и промышленник. Последний член правительства Вишистской Франции.

Биография[править | править код]

Родился в семье банкира, учился в частных школах, в Колледже Сент-Мари-де-Монсо, изучает литературу и закон, и закончил Свободную школу политологии.

Леидо был помощником Луи Рено (франц. Louis Renault). В этом статусе он убедил главу компании нанять автоинженера Андре Лефевра (франц. André Lefèbvre) в отдел развития. Довольный смелыми идеями Лефевра, Леидо чувствовал, что бренд «Renault» нуждается в модернизации своих проектов, чтобы продолжать лидировать на французском автомобильном рынке.

В 1929 году женился на Франсуазе Рено, дочери Фернана Рено (франц. Fernand Renault), племяннице Луи, и со временем стал ведущей фигурой автомобильной компании «Renault». В 1934 году стал генеральным директором компании.

В 1939 году Леидо — офицер танкового полка, затем работал в составе команды министра боеприпасов.

Трудясь на благо компании «Renault», Франсуа никогда не скрывал своих амбиций. Через год после начала Первой мировой войны, 3 сентября 1940-го, Луи Рено встретился с новым лидером Франции, маршалом Петеном, от которого получил заверение в том, что правительство по-прежнему желает видеть его во главе компании. На тот период Луи серьезно беспокоился о брате своего зятя, Франсуа Леидо, который умело жонглировал своими политическими связями в надежде возглавить «Renault».

Такие интриги отражали серьезность намерения «правого» правительства Петена придерживаться интервенционистского подхода в промышленности, который пятью годами ранее соблюдал его предшественник — премьер-министр еврей Леон Блюм, представитель «левого крыла». Правительственный интервенционизм стал важной частью в истории французской автомобильной промышленности, в особенности в компании «Renault» в послевоенные десятилетия.

После неудачной борьбы за право главенствовать в «Renault» Франсуа Леидо покинул компанию. В октябре 1940-го он был назначен на руководящую должность в организации COA, которая «сглаживала» отношения между немецкими властями и французскими автопроизводителями. Считается, что успешное вмешательство Леидо во франко-немецкие дела в 1943-м помогло препятствовать осуществлению плана немцев, которые хотели переместить недавно отстроенный в Пуасси автомобильный завод «Ford» в Кёльн.

Наряду с Жаком Барно (франц. Jacques Barnaud)[2] и Пьером Пюше (франц. Pierre Pucheu),[3] Леидо входил в группу технократов, которые сыграли важную роль в поддержке режима Виши в первые дни его существования. Эти люди выступали за серьезную экономическую реформу, которая должна была превратить Францию в ведущего игрока в будущем контролируемой немцами Европе. Вместе с Пюше и Полем Марионом (франц. Paul Marion)[4] Леидо высказал свои соображения Отто Абецу (нем. Otto Abetz),[5] одному из руководителей оккупационной администрации Третьего рейха на территории Франции. Обмен мнениями произошел в марте 1941-го, когда был подписан меморандум.

Такие люди, как Франсуа Леидо, действительно надеялись превратить Францию в «плацдарм в Европе» при новом немецком порядке. Уильям Д. Лихи (англ. William D. Leahy), посол Соединенных Штатов во Франции, сообщил своему другу Франклину Д. Рузвельту, что Леидо примкнул к пронацистски настроенным лицам, которыми окружил себя Филипп Петен.

В 1941-м Франсуа вверили управление новым органом, Генеральным директоратом по вопросам национального обеспечения, который должен был улучшить экономическое положение и преодолеть высокий уровень безработицы. Как лидер директората, Леидо разработал десятилетний план экономического развития и процветания режима Виши.

Леидо занял пост госсекретаря (де-факто, министра) промышленного производства[6] (сменив на нём Рене Белина и Пьера Пюше) и работал в тесном сотрудничестве с нацистской Германией, обеспечивая военные части танками и организуя ремонтные работы. Ремонт немецкой техники был переложен на плечи компании «Renault». Он занимал свой портфель госсекретаря, с 18 июля 1941 года[7] по 18 апреля 1942 года и ушёл в отставку, когда Пьер Лаваль вернулся к власти (с 18 апреля 1942 государственным секретарём промышленного производства, а в ноябре уже в ранге министра становится Жан Бишлонн).

Леидо был арестован после Второй мировой войны, но в 1946-м его освободили, а 17 февраля 1949-го с него были сняты все обвинения. Верховный Суд вынес такое решение по причине недостаточности доказательств по делу. Кроме того, согласно сообщениям, на сторону Леидо встали члены «Гражданской и военной организации», французской подпольной организации сопротивления.

Освобожденный Франсуа вернулся в бизнес. Руководство «Ford Motor Company» назначило его управляющим директором французского отделения в 1950-м. Он сменил на этом посту Мориса Дольфюса (франц. Maurice Dollfus). Такое решение привело к спорам и враждебному отношению к компании «Ford», которая в 1954-м продала свое французское отделение автопроизводителю «Simca».

В конце 1997-го Леидо заявил, что политика Виши проводилась при непростых обстоятельствах, смягчающих вину Петена. Он также вошел в «Ассоциацию по защите памяти маршала Петена»,[8] группу, которая пыталась переоценить действия главы авторитарного коллаборационистского правительства Франции.


Скончавшись 21 июня 1998-го, на 95-ом году жизни, Франсуа Леидо формально положил конец существованию команды Виши, в которой больше не осталось живых представителей.

Ссылки[править | править код]