Худжанд

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
Перейти к навигации Перейти к поиску
Худжанд
خجند
Страна:  Таджикистан
Статус:  Административный центр
Регион:  Согдийская область
Включает:  левый и правый берег
Основан:  VII-VI века до н. э.
Первое упоминание:  2-я половина VII века
Прежние имена:  Александрия Эсхата; Ходжент; Ленинабад
Геогр. координаты:  40°14′N 69°41′E / 40.233°N 69.683°E / 40.233; 69.683
Площадь:  25 км²
Высота над ур-м моря:  300 м
Население  500 тыс. чел. (2006)
Худжанд на карте
Часовой пояс:  UTC+5
Телефонный код:  +992 3422
Автомобильный код:  02
Официальный сайт

Худжа́нд (тадж. Хуҷанд خجند) (иногда транслитерируют как Ходжа́нд, Худжа́нт) — древний город в северной части Таджикистана, административный центр Согдийской области (ранее называвшейся Ленинабадской), в советское время с 1936 по 1991 гг. назывался Ленинабад. Второй по размерам город в Таджикистане после Душанбе, важнейший транспортный узел, а также политический, экономический, культурный и научный центр страны.

География и климат[править | править код]

Цитата из Санкт-Петербургских ведомостей, 1868 (№ 215, 219):

«…Ходжент расположен на берегу отличной многоводной Сырдарьи и со всех сторон окружен горами, по скатам которых зеленеют роскошные сады, а все это вместе — вода, горы и растительность летом, при здешней жаре и засухах, дает воздуху благоприятную свежесть и чистоту, зимой же умеренность. …Ходжент весь окружен великолепными садами, которых здесь больше, чем в других местностях области. Все эти сады фруктовые, плоды растут здесь в удивительном изобилии и ими снабжаются окрестные города…»

На формирование климата Таджикистана, в том числе и Худжанда большое влияние оказывают те же воздушные массы, которые вторгаются на территорию Средней Азии и определяют характер и смену погоды. Выпадение осадков в районе Худжанда и по всей территории Ферганской долины в основном связано с циклонической деятельностью и характером подстилающей поверхности.

Главную роль в выпадении осадков играют южно-каспийский, мургабский и верхнеамударьинский циклоны, а также массы холодного воздуха, "передвигающиеся с запада, северо-запада и севера. Достигая фронтальной поверхности гор, пришедшие воздушные массы поднимаются по этой поверхности, охлаждаются и получают дополнительный эффект для образования облаков и выпадения осадков. Все эти воздушные массы вторгаются в пределы Ферганской долины с запада и юго-запада, но на своем пути они сталкиваются с западными и юго-западными склонами горных хребтов Северного Таджикистана и они получают больше осадков, чем подветренные склоны, межгорные долины и котловины. Так, на наветренных склонах Зеравшанского, Туркестанского и Кураминского хребтов количество осадков за год составляет более 400—800 мм. Это подтверждается тем, что в зимний период в этих горных районах образуется глубокий снежный покров, с чем связан сход лавин в весенний период. По мере движения в глубь горной страны эти воздушные массы достигают внутренних территорий, сильно обедненных влагой, вследствие чего межгорные долины и глубокие котловины получают очень мало осадков. Например, в Худжанде годовое количество осадков выпадает: в холодный период года 87 мм, а наибольшее их количество — март и апрель месяцы (25-27 мм); наименьшее в летние месяцы (9-11 мм, авг.).

Как правило, осадки в виде снега выпадают только при отрицательных температурах. В районе Худжанда устойчивый снежный покров отсутствует в 20 % зимы, а в 3- 10 % зимы не образуется совсем. Здесь высота снежного покрова только в феврале в среднем достигает 1-3 см, а в остальное время года отсутствует. Наибольшая декадная высота снежного покрова отмечалась в третьей декаде февраля — 47 см. Средняя дата появления снежного покрова приходится на 15 декабря, а самая ранняя на 31 октября. Число дней со снежным покровом ровно 21.

История[править | править код]

Империя Ахеменидов в период расцвета

История города уходит в глубокую древность. Современная историческая наука считает, что архаический Худжанд существовал еще при династии Ахеменидов, то есть до прихода к берегам Сырдарьи войск Александра Македонского. Захватив город, они укрепили его, назвав Александрия Эсхата (Крайняя)[1].

В последующих периодах Худжанду не раз приходилось оказываться в центре исторических событий. В VIII в. его захватили арабы, в XIII в. город оказывал ожесточенное сопротивление монгольским захватчикам, на время задержав продвижение орд Чингисхана на запад.

С древнейших времен Худжанд, находясь на перекрестке торговых путей Востока, был одним из важнейших экономических, военно-стратегических и культурных центров Мавераннахра. Через него проходил Великий шелковый путь, связывающий древнюю Грецию, Рим, Малую Азию, Египет, Иран с Индией, Китаем и Японией. Худжанд был родиной известных астрономов, математиков, врачей, историков, поэтов, музыкантов. Один из них Абумахмуд Худжанди — основатель местной астрономической школы, выдающийся авторитет мировой науки. «Соловьем Худжанда» называли в XIV веке Камоли Худжанди — автора знаменитых газелей. Столь же популярной в средние века была выдающаяся поэтесса, музыкант и танцовщица Махасти. В XIX веке в Худжанде вели активную просветительную работу такие деятели культуры, как Тошходжа Асири, Содирхон Хафиз, Ходжи Юсуф.

24 мая 1866 г. город был занят русской армией и вошел в состав Российской империи. Вхождение в состав империи центра густонаселенной, имевшей богатые экономические ресурсы округи, важнейшего узла дорог между Ферганской долиной, Ташкентским оазисом и Зеравшанской долиной, крупного торгового пункта, открыло новые возможности для развития Худжанда. В июле 1916 г. Худжанд первым среди городов Центральной Азии открыто выступил против колониальной политики царизма, пытавшегося привлечь таджиков в числе других народов края к участию в первой мировой войне (Среднеазиатское восстание 1916 г.).

В начале 1918 г. в городе была установлена Советская власть, 2 октября 1929 г. он был включен в состав Таджикской ССР. В годы Советского строительства в городе, носившем теперь имя Ленинабад, произошли огромные перемены во всех областях экономической, общественной и культурной жизни. В послевоенный период Худжанд превратился в крупнейший после Душанбе промышленный и культурный центр Таджикистана. Промышленность города стала многоотраслевой, оснащенной передовой отечественной и зарубежной техникой. Гордостью худжандцев явилось одно из крупнейших предприятий республики — шелкокомбинат. В 1991 г. десятки предприятий Худжанда производили за сутки столько же промышленной продукции, сколько во всем дореволюционном Таджикистане за год. Промышленные изделия худжандцев были известны далеко за пределами нашей Родины. Только ткани шелкокомбината отправлялись в 450 городов СССР и в зарубежные страны. Начиная с 60-х годов Худжанд активно расширяет свои границы. Город шагнул на правый берег Сырдарьи, перекинув через нее два моста. За годы Советской власти коренные преобразования произошли в области здравоохранения. К 1991 г. в Худжанде насчитывалось 40 лечебных и профилактических учреждений, в которых работало около 2,5 тыс. врачей и специалистов с высшим и средним мед. образованием. Крупные изменения произошли в области народного образования. В 1991 в Худжанде действовали 30 школ, в которых обучались около 30 тысяч учащихся.

В 1932 в Худжанде был открыт Педагогический институт, где студентов было всего 26 человек. Сегодня на 13 факультетах этого вуза, преобразованного в 1991 в Худжандский Госуниверситет, учатся более 10 тыс. студентов. За послевоенные десятилетия в Худжанде нового расцвета достигли литература и искусство, выросла целая плеяда поэтов и писателей, художников и композиторов, народных умельцев. Худжанд становился все краше, приобретал облик крупного, индустриально развитого города. В 1986 г. он отметил свой юбилей — 2500-летие со времени основания. В связи с этим Указом Президиума Верховного Совета СССР город был награжден орденом Дружбы народов.

Еще больше возросли роль и вес древнего Худжанда в период суверенного развития Таджикистана. Именно здесь был сделан важнейший шаг к прекращению братоубийственной войны и достижению национального согласия на таджикской земле: XVI сессия Верховного Совета, состоявшая в Худжанде в ноябре 1992 г., восстановила конституционный строй в республике и выдвинула на политическую арену нового лидера — Э. Ш. Рахмонова.

Современный Худжанд[править | править код]

Худжанд величественно раскинулся в живописной пойме реки Сырдарьи на высоте более трехсот метров над уровнем моря. Сегодня Худжанд — крупнейший индустриально-промышленный и культурный центр Северного Таджикистана и второй по значимости город в республике. Поистине благодатны географическое расположение и климатические условия Худжанда. Потому и Ферганская долина, где он расположен, слывет жемчужиной Центральной Азии: горный пейзаж, вечно бегущие воды Сырдарьи, чистый воздух, зеленый наряд, обилие винограда, фруктов и других даров природы делают Худжанд вечно молодым городом — садом. Худжанд — административный центр Согдийской области Республики Таджикистан, второй город в республике по числу жителей и объему промышленного производства. Расположен в межгорном проходе, ведущем в Ферганскую долину, на важнейшем караванном торговом пути Древности. В черте города протекает река Сырдарья. От центра города до ж.д. станции — 11 км, до Душанбе — 341 км. Худжанд связан железными дорогами, воздушными и автомобильными трассами.

Достопримечательности[править | править код]

Памятник Камолу Худжанди[править | править код]

Установлен в 1996 году в честь 675-летия со дня рождения поэта. Расположен на площади «Звезды Худжанда». Основной идеей является передать его образ как мыслителя, философа и показать его внутренний мир. На фоне изображены крылья, олицетворяющие святость человека и одновременно обозначающие крылья вдохновения поэзии. Лицо поэта обращено на место его рождения и в сторону захода солнца. Высота сидящей фигуры 3,5 м, крыльев 5,5 м. Площадь, занимаемая памятником, 1000 кв. м. Для того, чтобы создать образ сильного человека, духовно богатого, совершившего много путешествий, скульптура сознательно создана босой, так как существуют каноны скульптуры о красоте человеческого тела. Автор художник скульптор К. Н. Надыров. Аналогичный памятник того же автора установлен в 1997 году в Тебризе на месте захоронения поэта.

Худжандская крепость[править | править код]

Cоставная часть фортификационной системы города. Основана в VI—V вв. до н. э. Согласно данным, полученным Северо-Таджикской археологической комплексной экспедицией (СТАКЭ), Худжандская крепость сначала была окружена насыпным валом, позднее стеной значительной толщины из сырца. Город и цитадель — составные части античного Худжанда, имели отдельные крепостные стены, окруженные широким и глубоким рвом, наполненным водой. Остатки этих укреплений обнаружены под центральной частью левобережного Худжанда и окружают территорию древнего города площадью 20 га.

С развитием экономики, торговли, системы правления и численности населения город разрастается. В VI—VII века строится новая крепость. Средневековый Худжанд состоял из трех основных частей: цитадель, шахристан и рабад. Цитадель располагалась на берегу Сырдарьи и имела форму вытянутого с юга на север прямоугольника площадью 320×200 м². Стены цитадели были укреплены многочисленными мощными башнями из сырцового кирпича и имели северные и восточные вороты. В 721—722 года, несмотря на применение манджаников (метательных машин) арабское войско было разгромлено худжандцами у ворот рабада. Средневековая Худжандская крепость считалась одной из самых укрепленных в Средней Азии.

Во время нашествия Чингисхана (1219—1220 гг.) для осады города было направлено 25-ти тысячное войско с 50 тыс. среднеазиатских пленников. Героическая оборона Худжандской крепости и расположенного недалеко от него острова на Сырдарье под руководством Тимурмалика составляет одну из ярких страниц в истории освободительной борьбы таджиксого народа. В результате монгольского нашествия Худжандская крепость была разрушена. По сообщению историка Хофиза Абру, в начале XV века крепость лежала в руинах. По сведениям Захириддина Бабура уже в конце XV века крепость была восстановлена и являлясь резиденцией местного правителя.

Масджиди джомеъ[править | править код]

Комплекса Шейха Муслихиддина, памятник народного зодчества XX века. Расположен на площади Панджшанбе, в ее западной стороне. Гл. фасад здания обращен на ул. Шарк. Мечеть построена в 1912—1913 года. Своеобразна ее плановая композиция. Многоколонный (30 колонн) айван примыкает к восточной стене зимнего зала, также многоколонного (20 колонн), и входит во внутренний двор мечети. На улицу Шарк обращена протяженная южная стена мечети без каких-либо проемов. Только справа на краю стены, находится входное устройство дарвоза-хона с глубоким пештаком — порталом. Расположение колонн в мечети подчинено модульной сетке: на айване повторя ются шесть рядов по четыре колонны (30 модульных квадратов), а в зимнем помещении — пять рядов колонн по четыре. Две средние колонны по северному фасаду айвана отделаны резьбой на всю высоту и несут повышенную часть архитрава с массивными наборными сталактитами, сохранившими остатки росписи. При входе и над михрабом три дощатых квадрата потолка расписаны, но краски сильно потемнели и частью осыпались. Стены покрыты хорошим резным декором, по преимуществу геометрических мотивов. Обе двери зимнего зала отличаются тонкой изящной резьбой. Конструктивно здание каркасное с сырцовым заполнением и последующей штукатуркой ганчевым раствором. Промежутки между каркасом использованы для устройства ниш при и михраба как в зимнем зале, так и на айване. Кровля мечети плоская земляная с глино-саманной обмазкой. Фундамент, на котором стоят стены здания, выложен из жженого кирпича. Внутренний двор мечети с вост. и частично сев. ограничен одноэтажными худжрами. В северо-восточной части двора высится минарет с традиционным фонарем, оформленным арочными проемами, откуда открывается пре красная панорама города. Входной портал, обращенный на ул. Шарк, отличается изразцовой облицовкой и резными ганчевыми панно по фасаду. Высокий портал представляет лишь лицевую декоративную стенку из жженого кирпича, дополненную с сев. стороны сырцовыми постройками в два этажа с деревянным айваном наверху. Резные ворота портала выполнены в 1913—1914 года. В декоративной отделке мечети принимали участие мулло Мансур (роспись), усто Шамсидцин (резьба по ганчу) и др. Мечеть в целом имеет удивительно гармоничный образ и представляет собой великолепный образец синтеза декоративного искусства и строительной культуры Худжанда.

Примечания[править | править код]

  1. О местонахождении Александрии Эсхата см. также статью Антиохия Заяксартская.

af:Khujand lt:Chudžandas uz:Xo'jand