Эвальд Банзе

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»
Перейти к навигации Перейти к поиску
Эвальд Банзе

Эвальд Банзе (нем. Ewald Banse; * 23 мая 1883, Брауншвейг — † 31 октября 1953, Брауншвейг)[1] — немецкий писатель, пангерманист, военный географ и историк.

С 1933 г. профессор военных наук в Высшей технической школе Брауншвейга. К этому времени Банзе имел высокую репутацию с несколькими книгами по военной и географической тематике.

Теория национальной обороны[править | править код]

Один из основных трудов Банзе, переведенный на английский язык Аланом Харрисом с подзаголовком «Германская подготовка к войне. Нацистская теория национальной обороны» (1934), назывался «Пространство и люди в мировой войне» (нем. Raum und Volk im Weltkriege, 1932). Эта работа, пробуждавшая в немецком народе национальное сознание, широко распространялась союзниками во время Второй мировой войны, как главный инструмент пропаганды против национал-социализма.

В ней Банзе превозносит национальное сознание как «самоуважение и здоровый эгоизм», отвергая интернационализм как «самоограничение и вырождение генофонда». Он утверждал, что «сила оружия влечет сама по себе» и рассматривал войну как географический феномен.

Банзе воспевал культ войны: «Война получает подпитку из духовной и экономической мощи страны, а деятельность вождей претворяет ее в жизнь в форме боевых действий. Война предоставляет куда лучшие возможности для управления государством, чем можно было бы ожидать». Рассматривая мирное существование как некий идеал, Банзе вместе с тем утверждал, что в нем содержится риск стагнации, застоя, война же, напротив, — величайшее стимулирующее средство для духовного роста. Самым запутанным местом в теории Банзе является то, где он рассматривает «действительно воинственного индивида» как человека, который живет, чтобы сражаться, а не сражается, чтобы жить. Такой человек, по мнению Банзе, с орлиным взглядом, всегда готов воспользоваться случаем повоевать. Такие люди рождаются воинами, не раздумывая бросаются в бой, им не известны желания избежать схватки, они стремятся к ней и встречают ее с радостью. Они абсолютно непригодны для гражданской жизни. Подобный сорт людей сражается ради самого сражения, а не просто защищая свой дом и очаг, они олицетворяют сущность подлинной нордической аристократии запада.

С чувством описал Банзе «миролюбца, пацифиста», готового терпеть любое унижение, чтобы избежать войны. — «Его тусклый, невыразительный взгляд отражает рабскую покорность… Для такого буржуа или обывателя воин представляется заклятым врагом. Он дорожит честью и славой меньше, чем своей ничтожной жизнью». Тогда эти слова были продиктованы не сумасбродным рыцарством, а страстным желанием вырвать Германию из омута безрассудного насилия, учиненного победителями.[2]

Германское возрождение[править | править код]

Перед германским возрождением, по мнению Банзе, стоят две принципиальные задачи:

1) вызвать из глубин прошлого германский дух, дабы исполнить свое национальное, культурное и политическое предназначение ради того, чтобы на германской земле и мысли, и дела, и речи — все было бы германским;

2) объединить все германские территории, на всем протяжении, в единое и, следовательно, могущественное государство, границы которого были бы гораздо шире, чем границы 1914 года.

Он настаивал на том, что подготовка к предстоящим войнам не должна ограничиваться созданием, оснащением и обучением дееспособной армии, но необходимо идти путем подготовки сознания всего народа к войне, необходимо использовать все достижения науки, дабы подчинить себе условия, определяющие ход войны как таковой, вырабатывающие стойкость. Присваивая себе роль военного эксперта, Банзе, в сущности, основывался на идеях Гитлера, изложенных им в «Майн кампф».[3]

Цитаты[править | править код]

  • «Война вовсе не является чем-то преступным; это не грех против человечества. В мире живых существ война является господствующим состоянием в биологической форме борьбы за существование».[4]
  • «Биологическая война является подходящим оружием для обезоруженных и обесчещенных народов. Нельзя их винить, если они начинают обороняться подобными средствами против грубого подавления и если они уничтожают государство своих угнетателей чисто научными способами. Когда дело идет о существовании государства и народа, всякое средство должно быть оправдано».[4]

Ссылки[править | править код]

  1. de:Ewald Banse
  2. Игорь Бестужев. Литература, искусство театра и кино в национал-социалистической Германии
  3. Сергей Воропаев. Энциклопедия Третьего Рейха. Локид-Миф. Москва. 1996. ISBN 5-87214-023-3
  4. а б Banse, Wehrwissenschaft, 1934. // Л. Кайт. Внешнеполитическая концепция германского фашизма. Против фашистского мракобесия и демагогии. Сборник статей. М.: Соцэкгиз. 1936.